Стихотворение «Смерть поэта» в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда привела смерть Поэта. Здесь реализовалась до конца внутренняя идея произведения, осуществилась, по слову Станиславского, его сверхзадача. И осуществилась она в естественной динамике образов, в свободном полете творческой фантазии поэта, в быстроте восхождения от единичного и случайного к высшим художественным построениям. Здесь единичное, не переставая быть реальной опорой идеи, уже начинает жить большой жизнью всеобщего, которая раскрывает сущность фактов и их историзм. Лермонтовская идея всегда больше фактов, но она фактична и документальна.
И переплавка фактов в горниле идеи, расходящиеся концентрические круги ширящегося идейного содержания, захватывающего все новые и новые сферы действительности, - это втягивание в свою орбиту все новых и новых реальных элементов, немолчное движение за грань этого круга фактов, отталкивание от них, чтобы осветить исторические дали действительности, эта неспокойность, этот вечный «поэтический побег» в будущее едва ли не самая характерная черта лермонтовского дарования, с наибольшей силой проявившаяся в стихотворении «Смерть поэта». В стремительности своего движения Лермонтов всегда «гудит во все моторы», он всегда субъективен, если угодно, всегда крайне субъективен. Но само движение всегда идет по рельсам объективной логики; куда бы ни залетела мысль поэта, логика ж.изни всюду обнаружит себя, всегда пробьется как истина образа. Гений поэта определяет интенсивность и «скорость» движения поэтической мысли, логика жизни - направление и конечный результат, который не всегда соответствует желаниям поэта.
В этой противоречивости - трудность определения идеи любого лермонтовского стихотворения, и особенно такого сложного по своему составу, как «Смерть поэта», где субъективная авторская мысль всюду перехлестывает за рамки наличного образа, который еле поспевает за нею, что особенно сильно сказалось в концовке. Здесь совершенно очевидно, что Лермонтов довел идею произведения до идеи неизбежности народной революции. В связи с этим ситуация толпа и поэт первой части, развиваясь и перерастая свои границы, развернулась в коллизию палачи и народ. Здесь поэт не живет уже отдельной жизнью действующего лица, - он живет только в народе, мстящем за него. Но этой коллизии, доведенной до предельного напряжения, недостает непосредственного явления революционного народа.
А это значит, что стихотворение «Смерть поэта», при всех внутренних возможностях реалистического осуществления его идеи, остается
Лермонтовская идея предопределяла взаимодействие мотивов, взаимное усиление их, развертывание всех возможностей и переход в новое качество. Идея, ставшая пафосом произведения, давала новый импульс движению образов, открывала их новые стороны, проявляла самим себе и включала в могучий поток движения целого к цели. Лермонтовский образ - активированный образ, он доведен идеей до высших поэтических возможностей, каждый из образов работает на полную мощность и даже перекрывает «проектные» начертания. Эти дополнительные мощности рождаются во взаимодействии образов, в их скрепленности и стянутости к единому центру, в связи с чем и образуется новое качество целого. Нет слов, конец стихотворения «Смерть поэта» противоречит его началу. Но в этом противоречии родилось новое единство и развернулись потенциальные возможности первичных образов «поэта» и «толпы». Концовка этого стихотворения - есть концовка этого, не другого стихотворения, она достойно завершает его и превращает в органическую художественную целостность…
Лермонтов начал с частной темы: поэт и толпа. Лермонтов закончил выявлением общих закономерностей исторической жизни народа, закончил темой палачи и народ.
Лермонтов начал с требования наказания убийцы. Лермонтов закончил обоснованием права народа на революцию. Лермонтов начал с описания сирой России, плачущей над гробом своего поэта. Лермонтов закончил картиной гнева народной России, готовой свершить акт исторического возмездия. Между этими полюсами - титаническая работа анализирующей и синтезирующей поэтической мысли. Перед нами поэт-философ, поэт-политик, поэт-мыслитель. Гармоническая творческая организация. Его поэтическая фантазия пробегает с необыкновенной быстротой огромные пространства от простейших элементов действительности к высшим художественным обобщениям.
* «Смерть поэта» - изумляющий пример восприятия жизни в ее целостности и полноте, потрясающее искусство проникновенного чтения политической карты мира.
* «Смерть поэта» - сдвиг могучей мысли и величавой красоты человеческого духа.
* «Смерть поэта» - неотступность сердца в своей любви и верности сердца своим идеалам.