Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.
Н. Лесков
Эта повесть Лескова — мое самое любимое литературное произведение из классической прозы прошлого века. Язык изумительный. Образ главного героя просто влюбляет в себя. Этот образ, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.
Иван Северьяныч Флягин — человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы. С самогр детства “предназначенный для монастыря” и постоянно помнящий об этом, он, однако, не может преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею.
Многочисленные увлекательные и вместе с тем драматические приключения Флягина порой представляются мне сплошной экзотикой. Но его характер время от времени фиксирует мое читательское внимание на реалистических моментах. Сам автор, как известно, сравнивает похождения своего героя с похождениями Чичикова в “Мертвых душах” Гоголя. Но в отличие от Чичикова герой Лескова, пройдя через суровые испытания, сохранил чистоту и искренность чувств, доходящую до наивности.
Некоторая детскость героя при его могучем телосложении симпатична читателю. Хочу отметить как неоспоримое достоинство героя, что все свои дела он согласовывает только с собственной совестью. “Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам”, — говорит он.
Поступая по совести, герой Лескова часто расходится с нормами общепринятой морали и готов зачислить себя в “большие грешники”. Но хотя по его вине погибает монах и он до смерти забивает плеткой татарского князя из-за кобылы, более того — сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку, автор утверждает, что в житейской “драмокомедии” Флягин — самый лучший и честный актер.
Мне кажется, что писатель слишком критичен по отношению к своему герою. Ведь во всех передрягах жизни Флягина виноваты, по сути, сами пострадавшие от него герои. Татарский князь, например, бился с Флягиным на хлестании друг друга плетками, потому что не хотел отдавать ему кобылу.
Грушенька сама спровоцировала'свое самоубийство. Очарованный странник был как бы заложником их трагедий. Они использовали его для разрешения своих драм, уходили, а он оставался и нес этот страшный груз по жизни, ощущая п
В монастыре герой оказался только потому, что ему “деться было некуда”.
Именно в стенах монастыря он ощущает страх за свой народ и готовность “помереть” за него. Но опасность для своего народа Флягин видит только со стороны внешних врагов, не помышляя о борьбе против внутренних. Надо сказать, что иногда он иронично отзывается все же о начальстве, но как-то безотносительно к идее протеста против дворян-тунеядцев. Он говорит: “Наши князья... слабодушные и немужественные, и сила их самая ничтожная”.
Он говорит это так, как бы взрослый мужчина-воин мог пожурить маленьких детей, без зла и обиды на них. Мол, что с них взять, раз они такие!
Вот он и собирается поехать на войну, с тем чтобы отдать жизнь за родину, потому что понимает — без него, как говорится, там вода не освятится. Собственно говоря, герой Лескова прав. Он уже доказал один раз свое мужество. Прав он и по-лесковски: тюка в обществе бушуют прогрессивные идеи и страсти, должен же кто-то защищать Дом, в котором все это происходит. Наверное, великий писатель думал, что в Доме в конце концов разберутся сами. А если этот Дом не защищать от внешних врагов, то и разбираться будет некому и не для кого.
В заключение хочу отметить, что в “Очарованном страннике” есть черты некоторых моих современников. Я знаю, что многие молодые люди, уезжая добровольцами воевать в так называемые горячие точки, в душе думают примерно так же, как герой Лескова. Это подтверждение того, что писатель верно выхватил из народа характерные черты. И поэтому его герой Флягин по значимости стоит выше остальных его героев.