В повести «Очарованный странник» Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это — Иван Северьяныч Флягин, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема.
Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается .абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».
Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так.
Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это — не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит.
Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы’«. Но ни один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха — результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство…
Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», — умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание.
Ему «за народ очень помереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители. Флягин — необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.
Начнем говорить о развитии образа. Еще раз подчеркну, что оно проходит через весь роман и заканчивается тем, что Флягин собирается на войну с тем, что бы окончательно и бесповоротно искупить свои грехи. Т.е. это финиш для него, ведь до этого в течении всего своего жизненного пути у него не было конкретной цели в жизни. И вот настает момент, когда Флягин понял, что пора искупать грехи. Давайте проследим по его жизненному пути, была ли это закономерность или была альтернатива развития? Анализируя развитие образа в этом направлении, мы с вами увидим наиболее полную картину развития образа.
Для начала пару слов о характеристике. Образ характеризуется на первых страницах романа. Сначала мы узнаем внешний облик глазами пассажиров судна. Далее Флягин сравнивается с богатырем, и мы понимаем, что он патриот, добрейший души человек. У него богатый жизненный опыт, следовательно, полная приключениями жизнь. То
Наконец, приступим. Его детство предполагало развитие сильной личности. Судите сами: вырос на конюшне, с одиннадцати лет форейтор.…Вот мальчик вырос физически выносливый, нравственно несколько недоразвитый (следствие крепостничества), а вместе с тем эмпирик, готовый проходить свой жизненный путь на чувствах и ощущениях, с тем, что бы найти свое место среди людей. Следующий эпизод из жизни Флягина о котором нам повествуется – совершение первого тяжкого греха – убийства. Этот эпизод во многом определил дальнейшую концепцию романа, а, следовательно, и судьбу Флягина. Концепция такова: «…Будешь, ты, много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока не придет твоя настоящая погибель…». Здесь я сделал вывод о том, что дальнейшее развитие образа будет идти по пути накопления грехов, а финишном будет их искупление. Вскоре я в этом убедился. Но автор только подвел нас к нему и вовсе не показал его! Додумать мне пришлось самому. И внимание, здесь кроется главная причина, почему образ не раскрыт в тексте. Посмотрите: каждый человек индивидуален. И каждый посредством своего воображения позволяет Флягину искупить грехи в соответствии со своей индивидуальностью. Другими словами автор создавал роман с тем, что бы оставить право раскрытия образа за читателем.
Следующий эпизод – спасение барской семьи, убедительно свидетельствует о интуитивном чувстве, которое бросает его на борьбу со злом, во всех его проявлениях, раньше, чем сам Флягин осознает головой. Тут я увидел мудрость жизни, которую так сильно чувствовал и понимал Лесков и которая, сопутствуя его творчеству, являлась его отличительной чертой. Мудрость – интуитивное понимание Добра и Зла.
Дальнейшее действие происходит стремительно и приводит нашего героя к новому испытанию. Важно отметить, что в этот период Флягин легализирует свое положение в обществе, т.е. он больше не раб. Предав барина Флягин окончательно уверил читателя, что им руководит мудрость жизни.
Совершая второе убийство Флягин еще не чувствует ответственности за свои поступки в той мере, которая позволяет нам говорить о нем как о морально развитом человеке. Поэтому здесь о том, что б сдаться он и не помышляет. Из-за этого фактически татарский плен является для него единственным спасением и тюрьмой (по совместительству). Тюрьмой потому, что тоска по Родине, тяжба по религии и невозможность уйти оттуда. И не жены его держат, которых у него несколько, и не дети, а рубленый конский волос в пятках…Бежал он из плена благодаря силе воли, выносливости, целеустремленности.
Оказавшись на Родине он, что называется, доверился судьбе. Судьба снова легализировала его – дала шанс начать все заново. И он воспользовался этим шансом – занялся делом наиболее близким для него делом. Но один из его злостных пороков – пьянство, снова подводит его к испытанию. На сей раз это традиция русской литературы – испытание любовью. Любовь открывают в его душе способность понимать чужое страдание и сочувствовать ему. Это была высшая проверка на человечность! И Флягин ее блестяще проходит! В своем чувстве он проявляет все те качества, которые позволяют называть человека – человеком, личность – личностью, а любовь – высшим проявлением человечности.Его чувство свободно от предрассудков самолюбия и собственничества: взаимности он ищет, но в разумных пределах. Но, все-таки, подлинная человечность рождается позже. Когда Флягин целиком и полностью берет на себя ответственность за судьбу другого человека(Груши). Это будет единственно верным подтверждением моим словам по поводу проявления человеческих качеств в любви и блестящим прохождении испытания. Но какой ценой! Ценой еще одного смертельного греха, положенным на его не праведную душу. Обретенная ценой такого вот самопожертвования, человечность находит выход в бескорыстном поступке: он идет в солдаты вместо кого-то. Служба удалась – за героизм и самоотверженность его призвали в офицеры и единственное чего он не мог достичь, так это титула императора. Нам с вами доподлинно известно, что пройти путь от солдата до министра в пределах человеческих возможностей, на примере Державина Г.Р. , если кто успел забыть… Но в конечном итоге служба не удалась и…имела последствия – в кучера его уже не возьмут. Что бы не пропасть с голоду он идет в артисты, но судьба не дает ему остаться там надолго и последним его пристанищем становится монастырь. Там идет финальная борьба его с бесом-искуситилем.
Вообще проблема Флягина в том, что он очень подвержен всякого рода искушениям потому, что живет по преимуществу чувствами. Победа над бесом осуществляется за счет моральных качеств, которыми он наделен и правды жизни, которую он чувствует. Победив, он не потерял ничего, а только приобрел понимание своей прошлой жизни – понимание, что пора искупать грехи. Как это лучше сделать? – защитить все общество. Это можно сделать в собственном кабинете министра или на поле брани. Его выбор очевиден, да? Этим и объясняется предчувствие войны. А как это получится читатель должен придумать сам.