Сочинения по литературеМаяковский В.В.Облако в штанахАнализ первой главы поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»

Анализ первой главы поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»

С появлением в печати «Облака в штанах» в русской поэзии произошло событие отнюдь не рядовое. Поэма 22-летнего Маяковского покушалась на основы буржуазного миропорядка и предсказывала скорый приход революции. По словам самого поэта, она явилась результатом «выкрепшего сознания близкой революции».

Свою поэму Маяковский начал еще в первой половине 1914 года, после по-сещения Одессы во время черноморского турне. В Одессе Маяковский влюбился в юную Марию Денисову, девушку необыкновенного обаяния и сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы…

Затем был большой перерыв, война отодвинула этот замысел. И когда наступило прозрение относительно войны, когда поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в ином понимании жизни вообще. Любовная драма перерастала в драму жизни. Сам поэт так определил смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Закончена поэма была к июлю 1915 года.

В самом начале поэмы, в ее предисловии, утверждается наступательная мощь молодости:

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса,

Иду – красивый,

Двадцатидвухлетний.

Молодость и любовь идут рядом. Пример сочинения любви является основной в первой главе поэмы. Любовная драма, служащая завязкой сюжета, необычна. В любовном треугольнике нет преуспевающего счастливого соперника, которого полюбила Мария. Она вообще не говорит при объяснении – любит или не любит, она только сообщает: «Знаете, я выходу замуж». Она – Джоконда, «которую надо украсть!». Ее украли, купили, прельстили богатством, деньгами, комфортом… Любое из этих предположений может быть верным. В треугольнике третьим персонажем включен буржуазный жизнепорядок, где отношения между мужчиной и женщиной основаны на выгоде, корысти, купле-продаже, но не на любви. Здесь Маяковский типизирует явление, уходит от реального факта, так как Мария Денисова не выходила тогда замуж, это произошло позднее. И брак ее не был браком по расчету: другая судьба, другой характер. И вообще героиня поэмы – образ собирательный (хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой). Имя Мария, как считает поэт, подходит к нему больше, чем какое-либо другое, оно кажется ему наиболее женственным.

Герой произведения поэмы глубоко страдает. Страдание и отчаяние толкают его к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая способна затопить человека, увлекая его в поток невиданных страстей. Именно тут рождаются парадоксальные метафоры:

Слышу: тихо,

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

Или:

Мама! Ваш сын прекрасно болен!

Мама! У него пожар сердца.

Или:

Глаза ослезненные бочками выкачу,

Дайте о ребра опереться.

И др.

Строй первой главы, как и всей поэмы, отличает агрессивная лексика, улич-ная грубость и нарочитый антиэстетизм. Богохульство выявляет анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. Герой произведения Маяковского представляет собой могучий образ отрицания, бунта.

Первая глава поэмы пронизана темой любви, но эта любовь неразделенная; и поэтому очень сильная:

Будет любовь или нет?

Какая – большая или крошечная?

Опять влюбленный выйду в игры,

Огнем озаряя бровей загиб.

Любовь героя – настолько мощный импульс, что она внутренне его испепе-ляет. Но это чувство не автономно, оно приобретает характер социальной драмы. Моля о любви чистой, не испоганенной никакой корыстью, всю страсть отрицания поэт переносит на буржуазное мироустройство. В нем он видит зло, искажающее мораль, и не желает его больше принимать.

Одна из вечных тем в литературе — Пример сочинения любви — проходит через все творчество В. Маяковского. «Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», — считал поэт.

Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием — вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. Откроем поэму «Облако в штанах» (1914 г.), и нас сразу, с первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной любви:

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,

Было в Одессе.

«Приду в четыре», — сказала Мария.

Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь.

И Маяковский восклицает: «Любить нельзя!» Но не любить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любв

и. Эти его чувства находят отражение в поэме «Флейта-позвоночник». И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы:

Версты улиц взмахами шагов мну,

Куда уйду я, этот ад тая!

Какому небесному Гофману

Выдумалась ты, проклятая?!

Обращаясь к Богу, поэт взывает:

...слышишь!

Убери проклятую ту,

Которую сделал моей любимою!

О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916— 1917 годов. В поэме «Человек», звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:

Гремят на мне

Наручники,

Любви тысячелетия...

И только

Боль моя

Острей —

Стою,

Огнем обвит,

На несгораемом костре

Немыслимой любви.

В стихах, обращенных к любимой, столько страсти, нежности и вместе с тем сомнения, протеста, отчаяния и даже отрицания любви:

Любовь!

Только в моем

Воспаленном

Мозгу была ты!

Глупой комедии остановите ход!

Смотрите —

Срываю игрушки-латы

Я,

Величайший Дон-Кихот!

В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю» (1922 г.), «Про это» (1923 г.). Поэма «Люблю» — это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже в поэме «Про это» лирический герой произведения предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не коснулись:

В детстве, может,

На самом дне,

Десять найду

Сносных дней.

А то, что другим?!

Для меня б этого!

Этого нет.

Видите —

Нет его!

Дальше, обращаясь из будущего в настоящее, поэт с горечью замечает:

Я свое, земное, недожил,

На земле

Свое недолюбил.

Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автор произведенияом. Но то, что в поэме «Про это» ее лирический герой произведения несет в себе реальные черты автор произведенияа, — это несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. Любовь поэта была сильна. Но уже в 1924 году, в стихотворении «Юбилейное», в задушевной беседе с Пушкиным Маяковский с улыбкой сообщает:

Я

Теперь

Свободен

От любви

И от плакатов.

И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит:

Было всякое:

И под окном стояние,

Письма,

Тряски нервное желе.

Вот

Когда

И горевать не в состоянии —

Это, Александр Сергеевич,

Много тяжелей...

...Сердце

Рифмами вымучь —

Вот

И любви пришел каюк...

Эти строки, разумеется, не отрицают любви вообще. В стихотворении «Тамара и Демон», опубликованном в феврале следующего года, Маяковский с грустью констатировал: «Любви я заждался, мне 30 лет». А в стихотворении «Прощайте» иронизирует:

Где вы,

Свахи?

Подымись, Агафья!

Предлагается

Жених невиданный.

Видано ль,

Что человек

С такою биографией

Был бы холост

И старел невыданный?!

Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. «Как-нибудь один живи и грейся», — пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согласиться с несбыточностью любви, ее запредельностью:

Послушайте!

Ведь, если звезды

Зажигают —

Значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда!

Поэт не мыслит себя без любви — идет ли речь о возлюбленной или обо всем человечестве.

На самой высокой лирической ноте завершаются стихотворения «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой». Чувства поэта на высшем пределе. Он действительно навеки ранен любовью. И рана эта незаживающая, кровоточащая. Но как бы драматично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сил а этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

Если я

Чего написал,

Если

Чего

Сказал —

Тому виной

Глаза-небеса,

Любимой

Моей

Глаза.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Анализ первой главы поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»

Слов:1192
Символов:12083
Размер:23.60 Кб.