В последние годы увидели свет произведения, долгое время находившиеся под запретом или не публиковавшиеся и воссоздающие картину духовной жизни советского общества в тридцатые и сороковые годы. Эти книги написаны с подлинной творческой свободой, большей частью без ориентации на немедленную публикацию. Обращение писателей к такому сложному и противоречивому периоду в истории советского общества, как тридцатые—сороковые годы, продиктовано стремлением раскрыть корни тех явлений, которые привели к политическим искажениям и к преступлениям против народа. Поток публикаций, вызвавший настоящий книжно-журнальный бум в конце восьмидесятых годов, можно условно разделить на ряд проблем. Здесь и тема сталинских репрессий, и новый взгляд на коллективизацию, и проблема переселения народов и связанных с ним национальных трагедий, и осмысление судьбы науки, втиснутой в жесткие идеологические рамки. Каждая из этих проблем по-разному освещается различными писателями.
В современной литературе вновь и вновь возникает тема коллективизации. Внимание писателей приковывают к себе события, связанные с так называемым “великим переломом”. Казалось бы, это время ярко запечатлено в ряде произведений, написанных по горячим следам событий, и прежде всего в “Поднятой целине” М. Шолохова. Однако события далеких лет представляются сейчас уже в другом свете и могут быть осмыслены заново. К этому есть достаточно оснований.
Политическое прожектерство и волюнтаризм привели к удару по середнякам и подрыву сельского хозяйства, к явлениям, имевшим губительные последствия для судеб крестьян. Это раскрыто в таких произведениях шестидесятых годов, как “На Иртыше” С. Залыгина, “Прощай, Гульсары!” Ч. Айтматова, “Кон чина” В. Тендрякова и др. Среди современных произведений наиболее яркими оказались романы “Мужики и бабы” Б. Можа-ева и “Кануны” В. Белова.
Роман Бориса Можаева раскрывает широкую картину жизни села в конце двадцатых и в первой половине тридцатых годов. В романе сталкиваются, с одной стороны, политические авантюристы, карьеристы, самоуправцы, действующие в нарушение каких бы то ни было законов, способные только командовать крестьянами, с другой — крестьяне-середняки, сопротивляющиеся самоуправству, разорению их хозяйства. На них обрушивается многое: “твердые задания” по сдаче хлеба, индивидуальное обложение по первому и второму кругу, конфискация и распродажа имущества, выселение середняков из домов и отправка на поселение, превращение церкви в ссыпной пункт и прочее. Ломается уклад сельской жизни с ее давними традициями, устойчивый мир связей и отношений, издавна существовавший в крестьянской общине, нагнетается атмосфера вражды между односельчанами. В конечном счете все это приводит к взрыву негодования, к кровавым столкновениям и жертвам. Драматизм борьбы, накал ее таков, что перед нами народная трагедия.
А. Рыбаков в романе “Дети Арбата” сосредоточил внимание на одном из самых острых моментов в политической жизни страны — на событиях 1932—1934 годов. В романе убедительно доказано, что там, где власть в руках бюрократов, где цифры, бумажки и циркуляры выдвинуты на первый план, а живой человек отодвинут на второй,— люди перестают жить нормально, потому что происходит самое страшное — обесценивание человеческой жизни. Обстановка превратила человека в слепого исполнителя, нерассуждающего_ безынициативного. Зачем думать, если за всех думает и решает Сталин? А. Рыбаков постоянно подчеркивает сущность Сталина, он видит в нем жестокого, влюбленного в себя и в свою власть правителя, не допускающего, чтобы люди имели свое мнение. Сталин, как
Этому режиму противостоят лучшие представители молодого поколения, сформировавшегося в тридцатые годы. Самым ярким, значительным примером мужественного противостояния обесцениванию личности служит жизнь Саши Панкратова. Сашу не сломить, не заставить отступить от нравственных принципов его жизни, которые утверждают право человека на свободу поступков и возможность защищать свои поступки, доказывать, что ты поступил правильно. Саша обладает силой воли, способен постоять за себя и неизменно идет до конца за правду и честь. Да. вера в страну, святая любовь к Родине, подлинная честность — вот определяющие черты молодого поколения той эпохи. Несмотря ни на что, большая часть молодежи не утратила чувства собственного достоинства. Роман А. Рыбакова “Дети Арбата” важен и нужен сегодня потому, что в нем наша история, и какова бы она ни была, мы обязаны ее знать и принять. “Дети Арбата” — пример беззаветной любви к Родине, веры в положительный идеал.
Роман А. Рыбакова — талантливое свидетельство прошедшей эпохи и глубокое осмысление современности, в которой не должны повториться трагические ошибки прошлого, так дорого стоившие нашему народу.
Герои незаконченного романа Юрия Трифонова “Исчезновение” — государственные и партийные деятели. Они живут в огромном “доме на набережной”, из которого по ночам увозят — их товарищей, а оставшиеся пытаются понять: в чем дело, за что, почему? Глубоко трагично для них сознавать, что ни логики, ни элементарной справедливости во всем этом нет и быть не может.
Среди книг об этом периоде роман А. Бека “Новое назначение” оказывается своеобразным хронологическим продолжением книги Анатолия Рыбакова “Дети Арбата”. Здесь показывается, как функционирует та административная система управления страной, которая складывалась с начала тридцатых годов, а затем укоренялась на протяжении ряда последующих десятилетий. Анализ поведения и судьбы главного героя, Онисимова, дает возможность понять, каким образом этот незаурядный человек, крупный деятель партии и государства, закаленный в борьбе за советскую власть, с течением времени превращается в преданнейшего и беспрекословного исполнителя воли вождя, отказавшегося от собственных взглядов, от самого себя. Вместе с тем раскрывается кризис не только личности героя, но и самой системы, которой он так ревностно служит.
Наука в общественной атмосфере 30—40-х годов оказалась в тисках однозначных решений, когда одни идеи подавлялись другими. Так, генетика, как и кибернетика, была объявлена буржуазно-идеалистической наукой. В романе В. Дудинцева “Белые одежды” воспроизведена картина гонений и преследований, которым в течение ряда лет подвергались ученые (“вейсманисты-морганисты”). Но в этом произведении поставлены и социальные проблемы, имеющие первостепенное значение для нашего времени. Речь идет о гражданской позиции ученого, о научной этике, о мужестве, необходимом в борьбе за утверждение истины в науке. Прошлое предупреждает нас сегодня, и в этом главный смысл романа В. Дудинцева.
Упомянутые произведения показывают, насколько широка проблематика книг, ставших достоянием нашей литературы в последние годы. Они серьезно изменили палитру литературной жизни страны и, можно сказать, начали собой новый период в развитии литературы — период художественной правды, свободной от идеологических запретов.