Литература стремится разобраться в происходящем, а особенно в духовном мире людей, живущих в трагическое время. Именно поэтому многие писатели обращались к теме коллективизации.
«Мужики и бабы» по своей жанровой природе — публицистический роман, и автор не собирается спорить с М. Шолоховым по поводу изображения эпохи, а выражает, с учетом опыта последующих поколений, четко, осмысленно и эмоционально гражданскую позицию. Борис Можаев свой роман «Мужики и бабы» назвал хроникой. И это действительно хроника «великого перелома», ставшего трагедией русского крестьянства.
«Нельзя гнуть историю, как палку, через колено», — настойчиво повторяет автор в «Мужиках и бабах». Лад и согласие в деревенском мире Можаева, не тронутом еще генеральной линией правящей партии, — такой видится писателю нэповская деревня, доживающая свои последние дни, своеобразный деревенский рай, идиллия мирной, по-человечески нормальной жизни.
Коллективизация — процесс сложный, быть может, неоднозначный. Но Можаева интересует не весь комплекс проблем, связанный с коллективизацией, а в первую очередь «перегибы», допущенные при ее осуществлении. Этой цели подчинена все характеры в романе. Крупным планом показаны местные, районные и окружные руководители, стремящиеся во что бы то ни стало в считанные дни провести коллективизацию. Их действия лишь на первый взгляд незаконны. «Перегибы» не были нарушением генеральной линии, а прямым результатом сути ее программы, сути основных взглядов руководства страны на судьбу русского крестьянства. Гуманистическая позиция автора проявляется в уничтожающей критике как троцкистских, так и бухаринских взглядов на крестьянство, и для этого привлекаются архивные документы, газетные заметки, осуждается «дикарский восторг при виде того, как на огромном кострище корчилась и распадалась вековая русская община». В романе Можаева широко представлена думающая сельская интеллигенция: Успенский, Обухова, Озимое. Их спорам и
размышлениям отведены многие страницы романа. Можаеву было важно понять смысл происходящего, потому что только вынужденная независимость оставалась «островком свободы» в условиях тоталитарног
своя жизненная философия: «Мир держится на страхе — либо ты боишься, либо тебя боятся». Главный принцип его руководства — держать людей в страхе. Вот образец его руководства даже своим, районным активом: « 20 февраля все должны быть в колхозах! Не проведете в срок кампанию — захватит? с собой сухари. Назад не вернетесь».
Как же проходит «всеобщая коллективизация»? Все идет по задуманному плану: 20 февраля все должны вступить в колхоз — вначале приготовить кормушки для скота, потом по всему району провести собрание, проголосовать и в течение 24 часов согнать весь скот, по мужики уперлись, семена не сдают
Возвышаев дает команду сбивать замки с амбаров, брать людей под арест, штрафовать. И тут взбунтовались крестьяне многих деревень. Мужики в Веретье переломали общественные кормушки и сбежали в лес, в селе Красухине избили Зенина и держат его под крестом, магазин разграбили, семена растащили. В Желудевке в сельсовете разбили окна, сожгли бумаги...
Так и кончился «дикарский восторг при виде того, как на огромном кострище корчилась и распадалась вековечная русская община». Но кончился все-таки ненадолго. Мы знаем, что крестьянскому миру, жизни независимых, свободных людей был положен конец. Зенины и возвышаевы победили. И плоды этой страшной победы мы пожинаем до сих пор.