Смех — острое оружие писателей в борьбе с разными человеческими пороками: лицемерием и пресмыкательством, напыщенностью, корыстолюбием, скупостью, подхалимством. Китайский философ Конфуций сказал: «Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло, смеяться над ней — это уничтожать его».
Более 300 лет комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» не выходит из мировой сцены. Человечество читает эту гениальную пьесу, смеется, обсуждает. Что вызывает смех в комедии Мольера? Смех вызывает желание главного героя комедии господина Журдена выбиться в знать.
Господин Журден разбогател на торговле тканями. Этим же делом занимался и его отец. Его жена, госпожа Журден, также дочь купца. Однако Журден стесняется своего происхождения и делает все возможное, чтобы научиться хорошим манерам, получить образование и близко сойтись с представителями высшего света.
Желание стать благородным дворянином ослепляет ум господина Журдена. Он нанимает целую кучу учителей, пытается быть похожим на дворян в одежде, привычках, манерах. Очумелый господин Журден не замечает, что окружающие смеются, а иногда даже и издеваются над ним. Каждый из четырех учителей убеждает господина Журдена в необходимости изучение именно его предмета. Недобропорядочный учитель музыки признает, что Журден является тем человеком, бум
Уже с первых минут комедии Журден чрезвычайно комичен. Он вызывает лакеев для того, чтобы продемонстрировать, что они у него есть, и не знает, как с ними себя вести.
Господин Журден хочет одеваться так, как одевается вельможи. Костюм, причудливый и аляповатый, который пошил господину Журдену портной, вызывает у учителей льстивое одобрение, а у жены и служанки — насмешки.
В конечном итоге, Журден неплохой человек, честный купец, но с ошибочным представлением о своем месте в жизни.
Желание стать аристократом лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласие на брак своей дочери Люсиль с Клеонтом только потому, что он не дворянин.
Мольер смеется и над человеческими изъянами, и над характерами. Когда мы смотрим или читаем комедию «Мещанин во дворянстве», то не проникаемся тем, что Журден хотел стать аристократом, для нас это уже не актуально. Нас смешит показ стремления человека делать вид не того, кем он является в действительности. Драматург утверждает, что человек должен быть собой, воспитывать в себе чувство достоинства и не перед кем не ползпть.