История создания комедии такова. В 1670 году Мольер получил от короля задачу показать в комедии турецкие танцы, которые в то время во Франции приобрели огромную популярность. Это было толчком к созданию комедии-балета “Мещанин во дворянстве”. Король и не догадывался, что восточная буффонада станет лишь внешним орнаментом, который нисколько не уменьшит основного содержания сатирической пьесы. Все поступки главного героя подчинены одной страсти - желанию стать дворянином. Стремясь любой ценой достичь цели, Журден перестает быть собой. Маниакальная идея омрачает ум героя, который от природы умный (знает счет копейке), разбирается в людях (видит насквозь мошенника-портного). Сцена составления письма маркизе Доримени, когда он решительно отбрасывает раздутые варианты послания, свидетельствует о ясности мысли, оптимизме и сообразительности Журдена.
Но сближение с графом ослепляет мещанина, лишает его здравого смысла, раздувает спесь. Журден высказывает презрение к людям своего круга, отворачивается от родных, отвечает отказом жениху дочери, так как он не шляхтич, придумывает себе «даму сердца», которой дарит дорогие дары, в честь которой дает обед. Он убежден, что путь к сердцу его дамы лежит через кошелек. Так же он хочет купить и будущее дочери: “Добра для дочери у меня скрыто довольно, нет только уважения, вот я и хочу, чтобы она была маркизой”. Журден стремится стать шляхтичем, чтобы доказать всем и себе свою значимость.
Но Мольер показывает, что человека нужно ценить таким, каким он есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Несмотря на классицистичные правила, соблюдение которых было обязательным в драматургии того времени, Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит известный классицистам конфликт - противостояние страстей здравому смыслу. Об актуальности комедии Мольера в наши дни свидетельствуют многочисленные жизненные ситуации, которые вы только что привели для примера, отстаивая свою точку зрения. Поэтому комедия “Мещанин во дворянстве” не исчезает из репертуара ведущих театров мира.
В Украине, например, комедия-балет “Мещанин во дворянстве” на музыку С. Бедусенко поставлена в киевском Театре юного зрителя на Липках. Интересное видение французского драматурга и его творчества у французского кинорежиссера Лорена Тирара. В исторической комедии “Мольер” (2007) события разворачиваются в XVI столетии. После продолжительного отсутствия в Париж возвращается Мольер. Его ждет работа в Королевском театре.
Мольер же, как настоящий мастер создания комического, даже через столетие заставляет нас смеяться и над героями, и над ситуацией, которая сложилась. Комизм комедии ” Мещанин во дворянстве” - в несоответствии реальных событий тому, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комическую установку Мольер насыщает исторически достоверными персонами, раскрывает самые типичные характеры. Талант Мольера заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, возвращает к моральным ценностям. “Мещанин во дворянстве” - яркий образец “высокой комедии”. За смешными событиями комедии скрыты серьезные выводы, а комические образы становятся сатирическими.
Поведение Журдена, Доранта обусловлено их положением в обществе. Эта комедия - наизлейшая сатира Мольера на буржуазию, которая подражает дворянству. В ней он не жалеет красок для высмеивания богатого буржуа Журдена, который изо всех сил стремится к дворянству. Комедия ситуаций - жанровая разновидность комедии, построенная на неожиданном повороте сюжетной линии, интриге или непредвиденном стечении обстоятельств.
Комедия характеров - жанровая разновидность комедии, построенная на показе черт характера, которые вызывают смех. Авторская позиция проявляется в сатирическом изображении человеческих недостатков. Насмешка, от мягкой и искренней к откровенно злой, становится ведущим художественным средством произведения Мольера. Хотя, наследуя традиции классицизма, автор чрезмерно заостряет ту или иную черту характера героя, его художественное обобщение сделало образы типичными, связанными со своим временем и следующими поколениями.