XVII столетие во Франции - столетие театра. В французских классических трагедиях этого периода заявил о себе кризис мировоззрения классицизма, который оказался несостоятельным найти согласие между стремлениями к общему благу с личным счастьем человека. Среди французских драматургов особенно ярко выделяется творчество Корнеля, Расина и Мольера. Пьер Корнель был автором пьес “Сид”, “Гораций”, где властвуют идеи победы гражданского долга над личными чувствами. Идеалом Корнеля был отважный, свободный человек, который гордится смертью во имя обязанности. Все в мире зависит от человека и от его доброй воли - такая главная этическая основа его трагедий. Сюжеты известнейших пьес Жана Расина “Андромаха” и “Федра” изображают личные отношения между людьми, его герои отстаивают свое достоинство перед деспотией. Расин - непревзойденный мастер стиха, тонкой психологической характеристики. Страсти героев часто побеждают ум, служат причиной насилия, а ум должен оказывать сопротивление насилию.
У Расина мораль помогает глубже проникнуть в человеческую натуру и преобладает над гражданским звучанием тем. Выдающийся мастер комедии Мольер (Жан Батист Поклен) придал жанру глубокое общественное содержание и яркую театральную форму. Внешность Мольера нельзя назвать привлекательной: большая голова на короткой шее, маленькие глаза, толстый плоский нос, большой рот, густые черные брови. Он отмечался крепким телосложением, но ноги были коротковатые. Весьма быстрый темп речи, глухой голос и не всегда правильная артикуляция не давали ему возможность играть трагические роли или роли героев-любовников.
Но в комических образах он был непревзойденным! Те недостатки внешности, которые обычному человеку часто приносят боль и страдание, для карьеры актера могут стать решающими. Подтверждение этому парадоксу легко можете найти и вы среди современных звезд театра и кино. Комедия “Тартюф” (1664-1669) направлена против духовенства - смертельного врага театра и всей светской буржуазной культуры. 12 мая 1664 года под названием “Тартюф, или Лицемер” комедия вызвала шквал негодования со стороны “Общества святых даров” - тайной религиозно-политической организации аристократов, зажиточных чиновников и духовных лиц. В образе Тартюфа Общество увидело сатиру на своих членов и добилось запрета спектакля. В новом виде пятиактная комедия под названием “Обманщик” была допущена к постановке, но после первого же спектакля ее сняли. Только через полтора года “Тартюф” был, в конце концов поставлен в третьей, окончательной редакции.
Расширив контуры образа Тартюфа, сделав его не только ханжой, лицемером и развратником, но также предателем, доносчиком и клеветником, показав его связи с судом, полицией и придворными сферами, Мольер значительно усилил сати
Образ соткан не только из отрицательных черт. При всей своей негативности дон Жуан чрезвычайно волшебный: он блестящий, остроумный, храбрый, и Мольер, разоблачая своего героя, одновременно любуется им, отдает должное его рыцарской обольстительности. “Мизантроп” (1666) - типичный образец “высокой” комедии с углубленным психологическим анализом ощущений и переживаний героев, с преобладанием диалога над внешним действием, с полным отсутствием фарсового элемента, с взволнованным, патетичным и саркастическим тоном монологов главного героя. «Мизантроп» стоит отдельно в творчестве Мольера.
Он свидетельствует о том моменте в его литературной деятельности, когда в душной атмосфере версальского двора затравленный врагами поэт не выдержал и отверг комическую маску и заговорил стихом, “облитым горечью и злостью”. Слишком глубокую и серьезную комедию холодно встретили зрители, которые искали в театре превыше всего развлечений. Чтобы спасти пьесу, Мольер присоединил к ней блестящий фарс “Врач невольно”. Несмотря на суровые правила классицизма, соблюдение которых было обязательным в драматургии того времени, Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам, - противостояние страстей здравому смыслу.
Комизм - в несоответствии реальных событий тому, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комическую установку Мольер насыщает исторически достоверными персонами, раскрывает самые типичные характеры. В комедии “Мещанин-Шляхтич” реализована важная установка классицизма - стремление воспитать зрителя (в данном случае: “не будьте такими, как этот Журден”).