В третьей, последней редакции комедия получила прежнее свое название. Наплыв публики на первое представление был столь велик, что в театре не хватало мест. «Многих чуть не задавили в тесноте,- сообщалось в газетной хронике.- Со всех сторон слышались крики: «Мне дурно… Я больше не в силах… Увы, господин Тартюф, неужели желание видеть вас будет стоить мне жизни!» Однако никто не погиб. Дело ограничилось тем, что у нескольких человек помяли бока и порвали плащи». Наконец, поднялся занавес, и представление началось. Зрители перенеслись в дом парижского купца Органа. Что за шум? Что за споры идут здесь? Это мать Органа, старая госпожа Пернель, пришла с визитом и укоряет домочадцев сына за то, что они недостаточно почитают благочестивого скромного Тартюфа. Оргон ввел его в семью и поселил у себя, умилившись его набожностью.
* На путь спасения он хочет всех наставить,
* И сын мой должен вас в любви к нему направить,
кричит взбешенная старуха. Она не хочет слушать никаких возражений, не дает говорить ни внуку Дамису, ни невестке Эльмире, ни шурину Клеанту. И только бойкая служанка Дорина то и дело ухитряется перекричать старую госпожу, вставить словечко и высказать свое мнение о Тартюфе.
* Вот вы его святым считаете упорно;
* А только, верьте мне, все это в нем притворно.
Госпожа Пернель машет руками на ослушницу и продолжает превозносить святошу. Наконец она уходит, наградив звонкой оплеухой свею молоденькую служанку. Эту оплеуху она с удовольствием предназначила бы для Дорины. Домочадцы Оргона вздыхают. И во что только превратилась их жизнь с тех пор, как этот пройдоха Тартюф взял власть над хозяином дома. Ох, этот Оргон! Как он изменился под влиянием Тартюфа. Ведь был раньше разумным, всеми уважаемым человеком. В дни смуты он держал себя как муж совета И храбро королю служил в былые лета, Но только он совсем как будто одурел, С тех пор как в голову ему Тартюф засел,- качает головой Дорина.
А вот появляется и сам Оргон. Он только что вернулся из деревни. Ну, что здесь за два дня случилось? Как вы? Что вы? Кто что поделывал? И все ль у вас здоровы? спрашивает он у Дорины. Да, вот у барыни позавчера весь день Был очень сильный жар и страшная мигрень,- отвечает Дорина.
Смешон и жалок Оргон в своем умилении. И убийственна характеристика тартюфова благочестия, вложенная автором в уста одуревшего простофили! Зрители еще не видели Тартюфа, но им уже противно показное смирение этого пройдохи, присосавшегося к доверчивым людям. Уже вырисовывается главный конфликт пьесы и определяются борющиеся силы. Дух сопротивления, здравый смысл, презрение к малодушию воплощены в Дорине. Она начинает борьбу против Тартюфа, подталкивая и воодушевляя молодых членов семьи Органа. Оргон хочет выдать свою дочь Марианну замуж за Тартюфа против ее воли. Что делать девушке? Ведь она любит другого, она обручена с Валером. Марианна в слезах, в растерянности.
* Тартюфьтесь себе на здоровье,- насмешливо говорит ей Дорина. Можно ли быть такой малодушной? Надо бороться за свое счастье. Слабость и покорность нестерпимы, внушает она Марианне. Дорина дает влюбленным совет, как вести себя, чтоб отстоять свое счастье.
Главное действующее лицо в пьесе Тартюф появляется на сцене только в третьем акте. Да. Он как раз такой, каким представляли его себе зрители. Дороден, красноух, бел и румян лицом. Не похоже, чтоб он истощал свою плоть в молитвах и бдениях. Ох, как противен Дорине и зрителям этот позер с елейным голосом. Что за кривляиие и в речи, и во взгляде! Вот он подходит к Дорине и прикрывает вырез ее платья своим носовым платком. Она слишком обнажена, это «греховный соблазн». Но через несколько минут зрители убеждаются, что Тартюф вовсе не чужд соблазнам. Он пытается прельстить Эльмиру, молодую жену своего благодетеля, пуская в ход и выспренние речи, и умильные взгляды, и нежные прикосновения. Сын Оргона Дамис слышал беседу «смиренника» с мачехой и рассказал обо всем отцу. Но может ли Оргон верить кому-нибудь, кроме Тартюфа? Что скажет Та
А «святому», чтоб утешить и задобрить его, пишет дарственную на все свое имущество.
Теперь за разоблачение Тартюфа возьмется Эльмира. Она назначила ему свидание. Вот они сидят рядом все в той же комнате, в мягких креслах, и Тартюф, поблескивая масляными глазками, придвигается к ней все ближе и вкрадчивым голосом преподает ей свои правила нравственности:
* …Кто грешит в тиши, греха не совершает.
Пусть она доверится ему, а с небом он уж как-нибудь поладит за двоих. Тартюф разливается соловьем, он думает, что они одни в комнате, он не знает, что под столом сидит Оргон и все слышит, и иногда даже пыхтит в негодовании, но Эльмира то и дело покашливает, заглушая грозное сопение мужа. Тартюф не знает, но зрители-то прекрасно знают, они видели, как Оргон залезал под стол, как Эльмира загораживала его своей широкой юбкой. О, как смеются зрители, как довольны они, что мерзавец Тартюф выдал себя с головой. Открыть бы надо дверь и посмотреть скорее, Не ходит ли мой муж сейчас по галерее,- говорит Эльмира. Как тонко ведет она свою роль! Ее играет жена Мольера Арманда. А Оргона играет сам Мольер. Он неподражаем в комических ролях простофиль и мужей-рогоносцев.
* Охота тоже вам заботиться о нем! Вот уж кого мы за нос проведем, Он будет все по нашей мерке мерить, Я приучил его своим глазам не верить,- презрительно говорит Тартюф и направляется к дверям, чтоб проверить, нет ли Оргона поблизости.
Но это не конец. Тут-то святоша и покажет себя во всей красе. Благодетель у него в руках! Ведь имущество Оргона переписано на имя Тартюфа. И мало того, в руках у Тартюфа ларец с бумагами, который доверил когда-то Органу его старый друг, бежавший в изгнание. Тартюф выгонит Оргона из дома, передаст в руки властей, загочит в тюрьму как пособника бунтовщика. И вот уже судейские чиновники стучатся к Органу и приказывают очистить дом, а следом и сам Тартюф вместе с офицером королевской стражи. Но тут в ходе действия следует совершенно неожиданный поворот. Офицер берет под стражу не Оргона, а самого Тартюфа. Именем короля!
Комедия заканчивается хвалой мудрому королю, который видит и творит справедливый суд над подданными. Оргон прощен. Тартюф наказан. Справедливость торжествует. Зрители аплодируют изо всех сил. Пусть конец этой правдивой комедии разошелся с жизнью. В действительности торжествовали тартюфы, а не справедливость, но зрители были довольны, что хоть на сцене все так хорошо кончается. В первой редакции «Тартюфа» такой благополучной развязки не было. Мольер вынужден был приписать ее, чтоб комедия увидела свет, и, может быть, он надеялся, что развязка эта будет звучать поучением, призывом к правителям, к «королю-солнцу». Он еще верил в благотворность сильной королевской власти.
Мольер написал комедию «Тартюф» по всем правилам, предписанным Академией. Действие происходит в одном месте, в течение одних суток, не перебивается никакими вставными эпизодами - «три единства» соблюдены. Персонажи разделяются на отрицательных и положительных. В комедии есть «резонер»: брат Эльмиры Клеант не принимает активного участия в действии, он нужен драматургу для того, чтоб устами его высказывать истины. Конец комедии имеет назидательный характер. Но в рамках правил классицизма Мольер остается великим реалистом, соединяя виртуозное мастерство композиции с мастерством обрисовки характеров.
Комедия Мольера - удар по ханжеству и лицемерию, зашита человеческого достоинства от «фальшивомонетчиков». Имя Тартюфа стало нарицательным. Тартюфы не перевелись и через три столетия после появления комедии Мольера. Они скрываются под сутанами и рясами, под мундирами и фраками. Порождение мира корысти, они помогают своим господам вершить темные дела, закабалять человека и целые народы, прикрываясь медоточивыми речами о братстве, помощи, спасении. Тартюфы не перевелись, и комедия Мольера не утратила своего жала.