Среди исследователей творчества В.В. Набокова распространено мнение о нём как об авторе, соединяющем в себе "словесную одаренность со способностью писать... ни о чем ". Но при рассмотрении системы романов Набокова через игру художественных приемов можно различить сквозные темы его творчества, отмечаемые критиками в 30х гг.. С позиции сегодняшнего дня, когда можно анализировать творчество Набокова, имея перед собой все его произведения, я склонна видеть причину сходности судеб героев в иной, нежели критики 30х., единой теме автора - соотношении природы и культуры, которая в наше время переосмысления ценностей как никогда актуальна. Обращусь к раннему роману "Король, дама, валет" и к известнейшему произведению - к "Лолите".
"Король, дама, валет". Рассмотрим героев и их взаимодействие. Франц -его принципы основаны на культурных традициях общества, т.е. он сам является носителем эстетических воззрений на мир, носителем культуры. Драйер предстает перед читателем личностью творческой, т.е. являющейся, подобно Францу, воплощением культурного начала. Оба героя имеют в конкретный момент определенные стремления, они динамичны. Марта, напротив, видит мир с позиции инстинктов, не меняющихся на протяжении веков; она является воплощением природного начала.
Итогом столкновения противоположных начал (в лице Марты и Франца) является обращение Франца к природе; Марта, в силу желания удержать сильного молодого самца, каким является Франц с позиции природы, обращается к культуре. Т.е. оба героя
В момент встречи героев Гумберт - эстет во всем: страсть к нимфеткам он считает ненормальной - с позиции традиций общества. Лолита воспринимает свои связи как нечто естественно-необходимое. Т.е. Гумберт - олицетворение культуры, Лолита - природа; снова перед нами тема, обозначенная в "Короле, даме, валете".
После столкновения природа в Гумберте начинает преобладать над его естественным культурным началом. Лолита, в отличие от Марты в "Короле, даме, валете", остается воплощением природы; у нее нет оснований для обращения к противоположному началу. Но к концу романа Лолита станет жить "как все", опираясь только на традиции общества. И, подобно Марте, Набоков удалит ее из повествования. В смерти Гумберта мы найдем разрешение дилеммы, оставшейся для Франца нерешенной.
Как вывод представим, что наш мир существует по законам прозы Набокова. Возможно, предоставление человеку права найти свое "я" и жить в соответствии с ним быстрее приблизит мир к гармонии, чем внешние давления, заставляющие личность изменять себе. Не стоит забывать - для героев Набокова такая измена "смерти подобна".