В коротком вступительном слове Читатель говорит о железнодорожном строительстве в России середины XIX века, вызвавшем безмерные страдания народа, комментирует эпиграф к стихотворению (см. сноски в хрестоматии), После выразительного чтения просим подумать читателей, почему разговор генерала с Ваней как бы изъят из текста стихотворения и вынесен в эпиграф. Чтобы ответить на этот вопрос, Читатели должны обратить внимание на слова мальчика: «Кто строил эту дорогу?» Генерал утверждает, что граф Петр Андреевич Клейнмихель. Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения. Читатели уже выясняли смысл и роль эпиграфов при изучении «Капитанской дочки», «Мцыри», «Ревиора» и поэтому понимают, что эпиграф по-своему формулирует главную проблему (главный вопрос) произведения.
Перечитываем проникнутую бодрым, жизнерадостным чувством зарисовку родной природы. Читатели познакомились с отрывком из стихотворения Пушкина «Осень». Величавую и немного печальную, столь милую для него русскую осень поэт живописал простыми, но вместе с тем торжественными словами: унылая пора, очей очарованье, прощальная краса, пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые
леса, в их сенях ветра шум,- полнота жизни, влекущая за собой радость творчества.
Сравним с этими стихами строки Некрасова. То же благодарное чувство к «врачующему простору» родины («Всюду родимую Русь узнаю»), то же восхищение красотой окружающего мира. По пейзаж нарисован словами иного ряда: здоровый, ядреный .воздух; речка студеная; лед словно тающий сахар; около леса, как в мягкой постели, выспаться можно; славная осень; нет безобразья в природе… Даже родину поэт называет родимой (не родной, а родимой) Русью - так в народных песнях говорилось о матери.
Позднее станет ясно, что своеобразие первых строф обусловлено и мировосприятием поэта, и замыслом произведения (контраст красоты природы и «безобразья» в человеческих отношениях; тема родины как лейтмотив поэтических раздумий). А пока отметим, что пейзаж, вначале не «привязанный» к определенному времени суток («морозные ночи, ясные тихие дни»), постепенно конкретизируется. После усеченного трехстопного стиха («ясные тихие дни») следуют строки, точно обозначающие время действия («Все хорошо под сиянием лунным») и пространственную точку зрения поэта-рассказчика (окно вагона, перед которым проносятся «кочи, и моховые болота, и пни»). В песенной напевности четырехстопного дактиля явно прослушивается ритм движения поезда, усиливаемый аллитерацией:
* Быстро лечу я по рельсам чугунным,
* Думаю душу свою.
Вторая усеченная строка («Думаю думу свою») как бы отделяет вступительную часть стихотворения от главной. Ландшафт на время исчезает, чтобы далее возникнуть в иной тональности, в новых красках. При чтении в классе нужно учитывать роль усеченных строк как своеобразных ритмических и смысловых рубежей внутри единого целого и, не акцентируя искусную звукопись, все же на одном примере показать школьникам, как, какими средствами достигается музыкальность и выразительность стиха. Перечитываем вторую, ч
Возражая генералу, поэт просит разрешения «показать» Ване правду. Почему не рассказать, а показать? Перед нами художник, рисующий жизнь в картинах, обращенных к сердцу и разуму собеседника. Показать правду - значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги. Поэт вступает в спор с генералом. Полемическая направленность его Монолога ощущается уже в первых строфах:
* Труд этот, Ваня, был страшно громаден,
* Не по плечу одному!
Подлинные строители железной дороги - «массы народные», «русских племен и пород представители», ратники мирной армии труда, братья артельщиков, моряков, крестьян, каменотесов, ткачей. Ласковое и грустное слово дороженька издавна впитало в себя и любовь к родной стороне, и воспоминания о горе, несчастьях, страданиях: по дороженьке молодых парней угоняли в рекруты; по дороженьке крестьянин нес на базар последние свои пожитки; по дороженьке мужики уходили в город на заработки, прощаясь - нередко навсегда - с родною деревней; по дороженьке пролегал скорбный путь в ссылку, в далекую Сибирь (см. стихотворение Некрасова «Благодарение господу богу…»). Вот почему, рисуя бедствия народные, Некрасов употребляет полное горечи и любви слово дороженька. Чем монолог поэта, «песня мертвецов» напоминают строки «Размышлений у парадного подъезда»? Безбрежной картиной народного горя, страданий забитой и угнетенной страны:
* С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
* С разных концов государства великого
* Это все братья твои - мужики!
И подобно тому как в «Размышлениях у парадного подъезда» поэт с любовью писал о «сеятеле и хранителе» русской земли, в «Железной дороге», даже с еще большей силой, он славит «мирных у себя труда», их «привычку к труду благородную», великую «работу народную», достойную благословения и самого высокого уважения. Еще вопрос к классу: «Какие две стороны народного труда показаны в, «Железной дороге»? Почему в стихотворении соседствуют строки:
* Мы надрывались под зноем, под холодом,
* С вечно согнутой спиной,
* Жили в землянках, боролись с голодом,
* Мерзли и мокли, болели цингой…
* И;
* Любо нам видеть свой труд?
* Нет ли здесь противоречия?
Да, противоречие есть, но это противоречие не поэта, а самой жизни. Ценою безмерных страданий, тягчайшим трудом миллионов добывалось величие родины. И тем большей славы достоин народ - не Клейнмихели и им подобные, а те, кто в крови и муках создавал вес блага земли, кто построил железную дорогу, те, чьи жертвы оказались не бесплодны. Преклонением перед величием народного труда Некрасов нам особенно дорог. Заметим, что слово железный, по Далю, среди других значений имеет и такой смысл: немилосердный, бездушный. Именно это значение всплывает в нашем сознании, когда читаем строки:
* Вынес достаточно русский народ,
* Вынес и эту дорогу железную…