После потрясающих картин бедствий народных поэт, в полном соответствии со своими принципами, показывает Ване еще одну, не менее страшную картину примирения народа с угнетателями, торжества толстого подрядчика и «грамотеев-десятников». Народ, с криком «Ура!» мчащий по дороге лабазника,- в этом почти символическом эпизоде есть что-то жуткое. Вот правда, которая не может и не должна оставить равнодушными всех, кому дорога родина. Вспомним, что в «Размышлениях у парадного подъезда» Некрасов призывал покончить с вековым терпением народа, а Салтыков-Щедрин в своей сказке с болью писал о «мужичине», который сам свил для себя веревку. Как верно заметил И. Рыленков, «самая суровая и горькая правда о народной жизни в стихах Некрасова не могла быть обидной для народа, так как это была правда самого народа, выражавшая его моральный кодекс, его веру в лучшее будущее, в конечное торжество справедливости».
А нет ли в четвертой части картины, которая своеобразно продолжает и завершает спор с генералом о подлинном строителе дороги? Обратимся к стихотворению: «труды роковые кончены»; «мертвые в землю зарыты; больные скрыты в землянках». И здесь появляется тот, кто присваивает себе плоды, славу народного труда и кого с нескрываемой ненавистью рисует Некрасов:
* Едет подрядчик по линии в праздник,
* Едет работы свои посмотреть…
Но читатель уже знает, чьи «работы» смотрит «почтенный лабазник». Ни подрядчик, ни Клейнмихель, ни стоящий за ними царь (именем которого была названа Петербургско-Московская железная дорога) даже претендовать не смеют на высокую честь строителя и хозяина дороги. Ее подлинный создатель и хозяин - парод, хотя еще не осознавший значения своего труда. Так выстраиваются на одной линии вельможа из «Размышлений у парадного подъезда», генерал, подрядчик; Клейнмихель (а за ним - сам «помазанник божий» — русский царь), на другой - ходоки, крестьяне, строители железной дороги, всемирный трудовой народ. Первая группа персонажей изображена резко сатирически, вторая с сочувствием, глубоким уважением и любовью.
Клейнмихель выступает как образ собирательный. Иначе вряд ли с
* Вынесет все - и широкую, ясную
* Грудью дорогу проложит себе.
* Жаль только - жить в эту пору прекрасную
* Уж не придется ни мне, ни тебе».
Сравнивая «Железную дорогу» с произведениями других поэтов на аналогичную тему, К. И. Чуковский приходит к выводу о единстве Некрасова с народом, о «самоотождествлении поэта с подневольным и страдающим людом». Поэтизируя народ, Некрасов был непримирим к его долготерпению. Он обращался с революционным призывом к молодому поколению в тяжкую пору реакции 1863-1864 гг. Автор видит в «Железной дороге» поэму о творческом труде народа. В книге прослежена связь языка поэмы с народной речью, рассмотрено своеобразие поэтического пейзажа Некрасова.
Основу стихотворения автор видит в проблеме исторической роли народа и личности, в вопросе о народе как создателе и творце всех человеческих ценностей. Последняя главка «Железной дороги», по мнению автора, заставляет задуматься над тем, каких усилий будет стоить счастье и как еще долог путь к нему. В статье исследуются факты и прототипы, послужившие Некрасову отправной точкой в создании художественных образов.