Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. Всё счастливое и тяжёлое, что пережил Булгаков на своём веку, все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант вложил он в свой роман «Мастер и Маргарита» - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовой поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лирического. О ком или о чём этот роман? О любви и нравственном долге, об истинном творчестве, о цельности мира, неразрывности света и тьмы, дня и ночи, добра и зла.
Добро и зло – понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро должно открываться людям, освещая им путь к истине. Истина. Какое глубокое и ёмкое слово. Истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта. Каждому человеку, хоть немного приобщённому к духовному опыту предшествующих поколений, свойственен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые, считающие себя ответственными за всё происходящее на земле, всю жизнь старались найти правду, благодаря которой можно изменить себя и окружающий мир. В поисках истины провёл свою жизнь Лев Николаевич Толстой, анализируя каждый прожитый час. Страдал и мучился Фёдор Михайлович Достоевский, отыскивая в истине пути совершенствования души человека. Для Михаила Афанасьевича Булгакова основным источником истины стала религия. Он был убеждён, что только через приобщение к Богу человек обретает веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания для людей творческих – это знак, которым отмечены их творения. У писателя носителями этого знака являются персонажи его книг. Герои романа «Мастер и Маргарита» реалистичны и современны. Именно они помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки, за выбор того пути, который ведёт или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности.
Миф о Понтии Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы, но порабощённой ложными интересами сегодняшнего дня. В рамках «романа в романе», сочинённого Мастером, Иешуа предстаёт перед жестоким и трусливым прокуратором как человек, а перед читателями романа – как сын Божий. И в этот момент тема добра и зла звучит не как тема торжества зла, а как тема предательства добра. Связано это, главным образом, с Понтием Пилатом. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи. Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат осознаёт, что Иешуа не виновен. Но Михаил Булгаков показывает зависимость прокуратора от государства, он не имеет права руководствоваться нравственными принципами. Понтий Пилат – человек сильный, но он понимает, что может выжить и преуспеть, лишь оставаясь рабом и слугой кесаря. И в самый важный момент он проявляет малодушие, отказывается от попыток спасти невинного Иешуа. «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твоё место? Я твоих мыслей не разделяю», - заявляет он. Образ Понтия Пилата драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, Понтий Пилат восклицает: «Погибли!» Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. После казни прокуратор лишается покоя. Он понимает, что Иешуа нёс людям добро, у него была чистая душа, только он мог свободно сказать своё слово о добре и истине. Этот проницательный, мудрый и простодушный человек был воплощением новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не заставили его изменить идее добра и милосердия. Он утверждал «царство истины и справедливости», где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верил в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно наступит. Поэтому тема милосердия связывается в романе, в первую очередь, именно с ним. За своё малодушие Понтий Пилат наказан двухтысячелетними муками совести в каждую ночь полнолуния. Но эти страдания не становятся для него искуплением. И только сверхчеловеческая сила любви даёт ему милосердное прощение. Неслучайно Воланд обращается к Маргарите, сострадающей Пилату, сидящему в своём вечном каменном кресле: «Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремился разговаривать». Такое милосердие лишь доказывает, что свет, правда и добро могут победить.
Но победа эта всегда трудна, потому что силам света и добра всегда противостоят силы тьмы и зла, представителем которых в романе является Воланд и его свита. Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы была глубоко новаторской. Воланд появляется, чтобы испытать героев, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра. По мнению Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восторжествовала справедливость. Эта мысль находит подтверждение и в словах Воланда при его беседе с головой Берлиоза: «…все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». Воланд справедлив, но суров. Поэтому он говорит Маргарите: «Никогда и ничего не просите!
…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той силы, что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Воланд является вершителем правосудия. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но разве можно считать, что в романе порок наказан, и Воланд совершает благо? Конечно, он карает, творя справедливость, но делает это очень жестоко, так как рассматривает лишь поступки человека , а не его самого и его внутренний мир. От дел сатаны в людях мало что меняется к лучшему, да и не может измениться, потому что серьёзно больно само общество, в котором эти люди живут.
Автор романа, рассматривая взаимоотношения сил добра и зла, задаётся вопросом: «Зачем дьяволу нужна праведная душа, зачем Пилату нужна чистая совесть?» А ответ таков: как бы зло не торжествовало, оно знает, что добро существует, и эта мысль не даёт ему покоя. Силам зла необходима победа над чистой душой для самооправдания. В одной из последних глав романа к Воланду, по поручению Иешуа, является Левий Матвей просить за Мастера: «Я к тебе, дух зла и повелитель теней…» «Ты произнёс свои слова так, как будто не признаёшь теней, а также и зла», - замечает Воланд. И продолжает дальше: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое, из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» Булгакова меньше всего прельщало такое наслаждение. Ему дорого было то, что проповедовал Иешуа: добро, милосердие, царство истины и справедливости, где не будет никакой власти. Но этим далеко не исчерпывалось то, что, по его убеждению, нужно было людям для полноты жизни, для вечного движения мысли, для счастья. Без игры света и тени, без выдумки, без загадок жизнь, по Булгакову, не может быть полна. Следовательно, Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, делая тайное явным. Но законное его время – лунные ночи, когда господствуют тени, становясь причудливыми и таинственными. В такие ночи и свершается в романе всё самое невероятное и поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского быта: полёты Маргариты, Великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом туда, где ждёт их вечный приют и покой.
Рассказывая нам романтическую историю Мастера и Маргариты, автор показывает, что всепоглощающая любовь может изменить окружающий мир. Поведение этих героев определяется не стечением обстоятельств, а следованием своему нравственному выбору. Мастер пишет роман об Иешуа и Понтии Пилате, в котором пытается вернуть людям веру в высокие идеалы. Но сам от этих идеалов отрекается. В этом его можно противопоставить Фаусту. Герой Гёте весь устремлён к бесконечному познанию, перед его стремлениями оказываются бессильны силы зла. Истиной, которую постигает умирающий Фауст, являются слова: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Мастер же выглядит на этом фоне неудачником, который не смог до конца вынести испытания, выпавшие на его долю. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства, от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает его.
Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но не пессимизмом веет от финальных страниц книги. Ведь «рукописи не горят». На земле у Мастера остаются его бессмертный роман и ученик, которому суждено продолжить борьбу добра со злом. Борьба эта трудна, потому что грань между этими понятиями еле заметна. Мы, например, не сразу осознаём смысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, делая добро, можно не заметить, как наши поступки порождают зло.
Действительно, это очень серьёзная проблема. Она волновала многих замечательных писателей во все времена. Недаром Ф. М. Достоевский писал в романе «Преступление и наказание» о том, что мы перестаём видеть грань между хорошим и плохим. А А. П. Чехов призывал: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро… Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом». Булгаков же считал, что именно человек несёт ответственность за всё добро и зло, которые совершаются на земле, поэтому так остро звучит эта тема в его романе «Мастер и Маргарита». Это знаменитое произведение оставляет огромное впечатление, освещая окружающую жизнь каким-то невиданным светом, открывая новые горизонты в представлении о свободе и любви, о смерти и бессмертии, о силе и бессилии, о добре и зле. Мы читаем роман взахлёб и с радостью открываем для себя великие ценности, таящиеся в его глубинах.