Располагая эпизоды внутри отдельных глав, Некрасов сознательно помещает в конце глав наиболее яркие в социальном отношении эпизоды. В других случаях композиционная роль соседних эпизодов, изображающих различные стороны жизни, состоит в том, что автор противопоставляет их, подчеркивает их социальную контрастность, внутренне присущую им конфликтность.
Глава «Счастливые», напротив, состоит из десяти очень небольших, нередко в несколько фраз, рассказов, которые сообщаются различными персонажами, появляющимися друг за другом. Лишь история, рассказанная крестьянином Федосеем о Гирине, сравнительно велика по объему.
Рассказ Матрены («Крестьянка») отличается значительно большей сложностью: это имеющая самостоятельное значение повесть о судьбе крестьянской женщины, занимающая восемь глав произведения, изобилующая многими отклонениями от основного повествовательного стержня, содержащая внутри себя рассказы других действующих лиц (например, рассказ Савелия).
Другая композиционная форма развития сюжета, к которой также охотно прибегает Некрасов, состоит в показе того, что проходит перед глазами семерых странников во время их путешествия, когда они выступают не в роли допытывающихся ответа у встречных, а занимают «созерцательную» позицию, держатся как бы в стороне, являются наблюдателями. Перед ними сменяется сцена за сценой, они слушают разные истории, песни, до них доносятся обрывки разговоров, реплики, возгласы. В такой форме написаны «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Последыш» , большая часть «Пира – на весь мир».
Третий вид сюжетного повествования – это рассказ от имени автора. Крестья
Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в поэме форма развертывания сюжета – это рассказ встречаемого странниками «счастливца», отвечающего на их вопрос. Так построены главы «Поп», «Счастливые», «Помещик», вся третья часть «Крестьянка». При этом каждая из этих глав или частей имеет свою особенность. Рассказы попа и помещика сравнительно невелики по объему, построены в форме прямого ответа спрашиваемого на вопрос мужиков. Эти рассказы представляют собой монологи предполагаемого «счастливца», изредка прерываемые короткими репликами крестьян.
«Кому на Руси жить хорошо» – поэма лиро-эпическая. В эпическое повествование широкими пластами входят элементы лирики. Голос автора с наибольшей отчетливостью звучит в финале части «Пир – на весь мир», в которой особенно ярко сказалась устремленность поэта к грядущим «добрым временам». Таковы три основные композиционные формы развертывания сюжета поэмы.
Композиция поэмы – свободная, емкая, придающая произведению характер широкого поэтического обозрения, – отвечает авторскому замыслу дать развернутый показ самых различных сторон современной действительности: кажущаяся рыхлость композиции, произвольность в расположении отдельных эпизодов художественно оправданы. Отдельные сцены и куски, внешне не связанные между собой, выступают в поэме в своем единстве и спаянности.