Сочинения по литературеНекрасов Н.А.Кому на Руси жить хорошоОбразы помещиков в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Образы помещиков в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Н.А.Некрасов взял в аренду журнал «Отечественные записки» и в качестве соредактора пригласил

М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Отечественные записки» под руководством Некрасова стали таким же боевым журналом, как и

«Современник», они следовали заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический талант

Щедрина.

М.Е. Салтыков – Щедрин и Н.А.Некрасов создавали свои произведения в такой период исторического развития

России, когда в русском обществе произошли значительные перемены, стали отчётливо видны последствия крестьянской реформы

1861 года. В них они показали, что они не доведены до конца, положение угнетённых крестьян не претерпело существенных

изменений. В произведениях Некрасова и Салтыкова-Щедрина противопоставлены две социальные группы: трудовой народ и

эксплуататоры. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и

угнетённым главная в их творчестве. Оба писателя мастерски используют народную речь.

В поеме Н.А. Некрасова перед читателем проходит целый ряд помещиков. Впервые образ помещика появляется в

пятой главе, которая так и называется - «Помещик». Он предстаёт перед читателем таким, каким его увидели крестьяне:

«Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту» С помощью уменьшительных форм Некрасов

передаёт презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. Оболт-Оболдуев рассказывает о своей жизни при

крепостном праве и неосознанно разоблачает своё ничтожество ненужность существования. Он вспоминает старые времена,

когда крестьяне покорствовали ему. Особенно тоскует по неограниченной власти:

Кого хочу – помиловать,

Кого хочу – казню

Закон – моё желание!

Кулак – моя полиция!

Помещик не собирается учиться чему-то и надеется так же, как и раньше жить за счет труда крестьянина.

Особенно выразителен образ князя Утятина в поэме. Это барин, который «весь век чудил, дурил». Жестоким

крепостником он остаётся и после 1861 года. «Последыш», не зная своих крестьян, отдаёт нелепые приказания. Нелепы не

только его приказы, но и он сам, упорно не желающий примериться с отменой крепостного права.

В сказочных образах Салтыкова-Щедрина предстают перед нами государственные деятели и, конечно же, простой

русский народ. Писатель использует приём гипербола, чтобы показать глупость и невежество представителей правящего

сословия, которые всю жизнь были уверенны в том, что «булки в том самом виде родят

ся, как их утром к кофею подают».

Этот же приём используется автором, чтобы показать, что представитель класса угнетённых необходим

помещикам, без него они совсем бы пропали.

В сказке «Дикий помещик» автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшись без слуг. Жизнь

этого помещика за счет народного труда превратила его в паразита. Он ненавидит, презирает крестьян, не может выносить

«холопьего духу». Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. И тут помещик превращается в дикое животное,

питающееся мухоморами. Здесь мы видим, как беспомощен богатый без простого мужика.

Салтыков-Щедрин и Некрасов стремились, как можно полнее показать основные черты российской действительности и

раскрыть противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий.

Сатирически - гневно они рассказывают о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда они

делали, что хотели. На совести помещиков много искалеченных судеб, но это не мешает им жить спокойно. Они кажутся мне

самодовольными, презирающими труд и не признающими в крестьянине человека. Писатели смотрят на помещиков глазами

крестьянина, без всякого сочувствия и идеализации, рисуя их образы. Я считаю, что помещики ничем не полезны. Они только

и делали, что угнетали крестьян, жили, ничего не делая, мешая экономическому развитию страны. По-моему, помещики не

заслуживают никакого уважения. Они настолько обленились, что не хотят ничему учиться и трудиться, так как привыкли

получать все готовое. Мне кажется, что Оболт-Оболдуев – помещик, о котором говорится в поэме Некрасова «Кому на Руси

жить хорошо», считает труд унижением и оскорблением своей личности:

Россия не неметчица!

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

Сословья благородные

У нас труду не учатся.

Помещики очень высокомерны и даже после «крестьянской реформы» не желают признавать прав крестьян и видеть в

них таких же людей, как и сами. Их типичные черты – это низость чувств, жестокость, презрение к труду и трудящимся,

пустота помыслов.

Некрасов и Салтыков-Щедрин приводят нас к убеждению, что освобождение крестьян не принесло им счастья, и

реальная власть по-прежнему остается в руках помещиков. Среди страстных борцов за обновление общественного строя эти два

писателя занимают одни из самых почетных мест. Их политическая сатира была мощным оружием в борьбе за счастье русского

народа.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Образы помещиков в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Слов:667
Символов:5284
Размер:10.32 Кб.