В жизни каждого поэта наступают дни, когда талант его щедро открывается перед людьми, а сам он вызывающе дерзко входит в литературу. Проходит время, и творчество его становится неотъемлемой частью национальной культуры. Именно таким поэтом был Н.А. Некрасов. Его творчество действительно стало важной частью национальной культуры, так как он писал о народе и для народа.
На мой взгляд, самые сложные размышления о народной жизни у Некрасова изображены в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Человек, ничего не знающий о жизни крестьян, может ее представить, прочитав поэму. Сам выбор названий деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино … характеризуют условия жизни населяющих их крестьян. Во всей поэме показано бедствие и страдание, царящие в России, причем Россия представлена перед нами в таком облике после отмены крепостного права. Некрасов в своей поэме задает справедливый вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
Я думаю, что нет! Для полного народного счастья необходимо бороться, само собой ничего не измениться! Но для борьбы нужны сильные люди, верящие в освобождение России от помещичьего гнета.
В своей поэме Некрасов употребляет типологию крестьянского характера, с помощью которой он показывает рост самосознания крестьян. Люди холопского звания, такие как Ипат, Глеб, Егор Шутов, предстают перед нами отнюдь не в лучшем свете. Сам Некрасов говорит о них с горечью и презрением. Они не пытаются сделать свою жизнь лучше, их устраивает то рабское положение, в котором они находятся. Если бы Россия состояла только из таких людей, мир бы не развивался ни нравственно, ни духовно.
К следующей категории людей можно отнести Якима Нагого, Агапа Петрова. Эти люди – правдолюбцы. Они не так сильны, но их не устраивает их жизнь. Они борются за правду, за свободу.
Еще на одну ступень выше по уровню самосознания стоят Матрена Тимофеевна и Савелий. Эти люди привыкли везде и во всем полагаются на свои силы. Живя в таких условиях, они не отчаиваются, а продолжают борьбу за лучшую жизнь.
И, наконец, «народный заступник» - Гриша Добросклонов – русский интеллигент, знающий то, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы. Гриша мыслит по-новому. Он встает на путь сопротивления, он верит, что этот путь правильный. Некрасов дает понять, что у русского народа есть огромный потенциал. Он верит, что народное сознание меняется. В сознании народа есть место для счастья, народ созрел для осознания необходимости другой жизни.
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов закончил в 1877 году. Хотя нас с теми временами разделяют долгие годы, я думаю, что поэма не устарела и не устареет никогда. Ведь счастья можно достичь лишь сплоченностью народа. Если каждый будет действовать отдельно, стремясь улучшить только свою жизнь, а не жизнь всего народа, в конечном итоге ничего не будет достигнуто.
Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо? Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после «освобождения». О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: «Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана». Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: За-платово, Дырявило, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.
Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяя свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Выслушав рассказ попа о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали:
Ты мимо их, помещиков!
Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно «слово христианское».
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!
Они обладают чувством собственного достоинства. В главе «Счастливые» сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: «Проваливай!» Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему:
На! выивай, служивенькой!
С тобой и спорить нечего:
Ты ссчастлив — слова нет.
Правдоикатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:
--А мы на что, кума?
Даввай серпы! Все семеро
Как станем завтра, — к вечеру
Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии:
Как зубы с голоду,
Работает у каждого
Проворная рука.
Однако более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед госпо
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле...
Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян.
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос — голос самых решительных крестьян.
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна — и надо бы
Грозам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой яравдою, умом и добротой». Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключитель-ное доверие. Этот поступок подтверждает способности народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда
...Бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова...
С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с «разбитым на ноги дворовым человеком», который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его «дочка — вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью — подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя У тятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:
А я князей Утятиных
Холоп — и весь тут сказ!
С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное:
...выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно! Две проруби:
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет —
И водки поднесет.
Не мог Ипат забыть господских «милостей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской». Покорный раб показан также в образе «холопа примерного — Якова верного» . Яков служил у жестокого господина Поливанова, который « в зубы холопа примерного... походя дул каблуком «. Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.
С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей». Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:
Люди холопского звания
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, что счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены, изменились только формы угнетения крестьян. Но среди крес тьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту, и поэт верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем будет хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь для русского народа.
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.