Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении «В дороге» рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил «ее на село — знай-де место свое, ты, мужичка». Девушку насильно выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. По существу это новелла в стихах — рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
Перед нами не просто диалог седока с ямщиком, а горькая, трагическая песня.
Скучно! Скучно! ...
Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой...
Удивительно, но многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение «Тройка», рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор.
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Сердце девушки жаждет счастья, любви, но другая доля суждена ей:
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь.
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг».
Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...»
С благоговением писал Некрасов о матерях, рассказывая о печальной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.
О слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении «Внимая ужасам войны». А поэма «Орина, мать солдатская» рассказывает о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой:
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
Орина вспоминает, что ее Иванушка «здоровенный был детинушка», что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами:
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!
Поэма «Мороз, Красный нос» — это также повесть о женской доле. Но в крестьянке Дарье мы видим
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Грустно, что жизнь Дарьи закончилась трагически. После смерти мужа груз забот становится непосильным для этой женщины. И вот ей пришлось отправиться в лес за дровами, чтобы согреть продрогших от холода детей. Героиня поэмы замирает, завороженная красотой зимнего леса, и засыпает. Ей суждено замерзнуть, и перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой, почувствовав наконец душевный покой.
В галерее женских образов, созданных Некрасовым, есть образы женщин из мира городской бедноты. Приехав в Петербург, поэт увидел противоречия большого города: пышность Невского проспекта и нищету окраин.
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень.
В стихотворении даны жестокие подробности жизни бедняков, типичные для столицы. В заключении автор задается вопросами, ответов на которые не находит:
Где ты теперь?
С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной,
И роковая свершилась судьба?
Кто ж защитит тебя?..
Это стихотворение явилось смелым протестом против социальной несправедливости, против унижения достоинства обычного человека.
Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных и бесстрашных жен декабристов. Екатерина Трубецкая и Мария Волконская принадлежали к кругам высшей знати. И вот эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, к своим мужьям, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.
Иркутский губернатор пытается задержать княгиню Трубецкую, пугая ее «острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути». Однако на его слова: «И что же?.. бежите вы за ним, как жалкая раба», — Екатерина Трубецкая отвечает:
Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!
Образы Трубецкой и Волконской воплощают героические черты характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.
Перед нами один за другим прошли образы русских женщин, созданные поэтом. Это и Катеринушка, стремящаяся к счастью, и красавица Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные; это и жены сосланных в Сибирь декабристов. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся. Русская женщина предстает во всем многообразии ее переживаний, с удивительной красотой ее многострадальной души.