Сочинения по литературеНекрасов Н.А.Кому на Руси жить хорошоСистема образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Система образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Особенностью системы персонажей поэмы, обусловленной ее эпичностью, является то, что в ней нет одного главного героя, как в романе, поскольку Некрасова волнует судьба цело­го народа. Центральный персонаж здесь представляет собой собира­тельный образ народа, воплощенный прежде всего в семерых стран­никах. Недаром они лишены индивидуальных признаков: у них нет портретов, биографий, ничего не известно об обстоятельствах их личной жизни, нет у них и индивидуальных речевых особенностей. Общаясь со своими собеседниками, они отвечают все вместе, как бы «хором». Так поэт стремится показать не семь отдельных образов, а один цельный образ, в котором воплощено народное сознание, на­родное мировосприятие. Именно оно и является критерием оценки всех событий, явлений и персонажей, представленных в поэме, что соответствует жанру народной эпопеи. Это взгляд на события, проис­ходящие в пореформенной России, на ее прошлое и будущее, пред­ставляющий не частную точку зрения, не только авторскую позицию, хотя она имеется и выражена в прямых авторских словах. Но глав­ное здесь — это точка зрения всего народа, крестьянского мира, ко­торую и выражает собирательный образ странников.

Сходные причины обусловливают появление огромного количест­ва эпизодических персонажей, нарисованных буквально одной- двумя чертами, которые составляют основу многочисленных массо­вых сцен. Именно на них строятся такие главы поэмы, как «Сель­ская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые» и особенно последняя часть «Пир — на весь мир», которая дается как предельное обобще­ние, теряя черты бытового реалистического изображения и превра­щаясь в собирательной образ всей Руси. Через Вахлачину проходят представители самых разных слоев нации, она служит местом пере­сечения настоящего, прошлого и будущего народа. Такая всеобъем­лющая мысль потребовала в качестве героев представить собира­тельный образ, который реализуется в массовых сценах и песнях, Сменяющихся отдельными «ариями». Так образ народного заступни­ка, появляющийся в этой части поэмы, это и живущий «по-божески» Фомушка, и «божия посланница» Ефросиньюшка, и «старообряд» Кропильников, которые воплощают живущую в самом народе идею праведной жизни, страдания за других. Но в наиболее полном виде идея народного заступничества воплощена в образе Гриши Добро­склонова, который представляет не только конкретный тип личности интеллигента-разночинца, но и является обобщенным и даже услов­ным образом. Вот почему наряду с вполне определенными социаль­но-психологическими чертами, присущими ему (сын бедного дьячка, семинарист, собирающийся учиться в университете, сочиняющий песни; он добрый парень, любящий деревню и мужика, понимающий горести и чаяния народа), в образе этого героя есть и общее пред­ставление о молодости, устремленности в будущее и готовности при­нести себя в жертву ради него. Отсюда некоторая неопределенность этого образа, проблематичность вопроса о том, можно ли считать его ответом на вопрос о счастливом человеке. Так были склонны тракто­вать его многие из современников Некрасова, его соратники по борь­бе, а затем эта трактовка была подхвачена литературоведением со­ветского периода. Но, очевидно, для Некрасова вопрос о народном счастье не может быть решен в судьбе одного человека, он должен решаться именно всенародно, как «пир на весь мир».

Точно так же в поэме выделяется более крупно и рельефно и ряд других образов, которые несут в себе определенные черты народного характера, воплощают отдельные стороны народной жизни и народ­ного сознания: Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна Кор­чагина, Савелий, легендарный разбойник Кудеяр. Им посвящены ли­бо отдельные песни и сцены, либо главы или даже целая часть поэмы («Крестьянка»), но эти образы находят свое отражение во многочис­ленных эпизодических персонажах, которыми так густо населена по­эма. Так мотив богатырской силы народа, не находящей себе достой­ного применения и потому гибнущей, воплощен в образе Савелия, «богатыря святорусского», построенного во многом не только на кон­кретно-исторических, но и на былинных чертах. Но перед читателями проходят и другие подобные ему образы, например, богатыря- каменщика Трофима, который надорвался под тяжелым грузом, как и Савелий, у которого, по его собственному признанию, сила богатыр­ская «по мелочам ушла». Таков и былинный богатырь Святогор, кото­рый «в землю сам ушел по грудь с натуги», подняв «тягу страшную».

Но Савелий — это и образ народного гнева, страшного в своей неотвратимости и жестокости. Он с гордостью говорит о себе: «Клейменный, да не раб». В нем показано пробуждение народного самосознания, которое пытается отыскать истинную причину зла, но все еще остается под игом вековой покорности и долготерпения. Эта двойственность народного сознания отражена в самой судьбе Савелия и выражена им самим в чеканной формуле: «Недотерпеть - пропасть, перетерпеть — пропасть». Сходными чертами созна­ния отличается и герой-правдоискатель Яким Нагой, плоть от пло­ти крестьянских низов, пахарь, словно выросший из земли и свя­занный с нею кровными узами. Хотя мы видим его «пьяненьким», «убогеньким», но и в его портрете, и в его речи чувствуется духовное богатство и сила, не сломленная ни тяжким трудом, ни страшной судьбой. Яким немало пережил: и погорел, спасая из всего своего имущества так дорогие ему «картиночки», и в тюрьме сидел («С купцом тягаться вздумалось!»), и побывал в городе в поисках спра­ведливости. Он способен понять, что беда крестьянина в долготер­пении, в попытке все горести утопить в вине, а главное в том, что

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, сто

ят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Показательна и судьба Ермила Гирина, который снискал в на­роде почет и любовь «строгой правдою, умом и добротой». Но по­пытка «жить по правде» в условиях неправедной, несправедливой системы оканчивается неудачей. Сначала ему пришлось покривить душой, отдав вне очереди в солдаты сына Власьевны вместо своего младшего брата. Совесть не дает ему покоя, он уволился с должно­сти бурмистра, поддержанный всем крестьянским миром, взял в аренду мельницу и «брал за помол по совести». Но финал его исто­рии печален: он оказался в остроге, потому что не захотел участво­вать в усмирении бунта крестьян, когда его позвали, зная, что «на­род поверит Гирину, народ его послушает».С особым чувством говорит поэт о судьбе русской женщины- крестьянки, которой посвящена целая часть поэмы: ведь русская женщина всегда была для поэта главной носительницей жизни, выражением ее полноты, символом национального существования. «Крестьянка» написана от первого лица, по форме это рассказ Мат­рены Тимофеевны Корчагиной, жены внука Савелия-богатыря, о своей судьбе, но ее голос — это голос самого народа, ее образ соби­рает в себе все то, что поэт хотел сказать в своем творчестве о рус­ской женщине. Вот почему здесь так много песен, фольклорных, народно-поэтических образов и мотивов. Судьба Матрены Тимофе­евны типична для русской крестьянки и потому особенно впечатля­ет: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страшное — смерть ре­бенка. Она слывет «счастливой» только потому, что вышла замуж за любимого человека и по чистой случайности спасла мужа от рек­рутчины. Но многочисленные горести и беды не сломили ее стой­кий дух, не подорвали душевную силу и волю к жизни. За свою се­мью, за счастье своих детей она готова бороться, не склоняя головы перед грозными начальниками. Но при этом Матренушка сохраня­ет душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяж­кого труда и забот:

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Она прекрасна и талантлива, добра и полна сочувствия к лю­дям, горделива и преданна долгу жены и матери. Но она может и разумно, трезво мыслить, может оценить свою жизнь и жизнь таких же, как она обездоленных русских женщин, для которых счастье возможно только в мечтах:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Среди этих замечательных народных образов особняком стоят те, кто извращает лучшие черты народной души и народного ха­рактера. Некрасов беспощадно рисует подхалимов, холопов, лакеев, прямых предателей, которые чаще всего выходили из среды дворо­вых. Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который все же не вынес унижений и повесился на глазах своего мучителя. Это и «чувствительный холуй» Ипат; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, который совершил великий грех: польстив­шись на богатые посулы наследника, он уничтожил завещание по­мещика об освобождении крестьян.

Еще более резкими сатирическими чертами обрисованы те, кто противостоит народу, не понимает его интересов и чаяний, кто на про­тяжении веков являлся беспощадным эксплуататором народа, винов­ником его страданий и бед. За личиной добряка, «кругленького», «пу­затенького» помещика Оболта-Оболдуева, который лицемерно­уважительно разговаривает со странниками, явно проступают черты высокомерного и злобного помещика. Недаром он с такой тоской вспо­минает прежнее время, когда ему жилось вольно и спокойно, «как у Христа за пазухой». Прощание с той жизнью помещик воспринимает как прощание со счастливой жизнью для всей Руси («невесело гля­деть, как изменилося лицо твое, несчастная родная сторона»). Но крестьяне-странники дают точную оценку этому счастью с народной точ­ки зрения: «Да, было вам, помещикам, житье куда завидное». Тем самым они явно противопоставляют счастье народное и то, что являет­ся счастьем в представлении помещичьего сословия.

Также противопоставлен народному миру и образ священника из главы «Поп». Как и для помещика, для него счастье осталось в прошлом: ведь «покой, богатство, честь», которые, на его взгляд, со­ставляют основу счастья, теперь исчезли. Ведь раньше доход при­хода держался на помещичьих пожертвованиях, а ныне «как племя иудейское, рассеялись помещики по дальней чужеземщине».

И наконец символическим образом этого уходящего прошлого представлен помещик Утятин из главы «Последыш». Это гротескный образ старого мира, хищного («нос клювом, как у ястреба»), жестоко­го, не представляющего своей жизни без беспредельной власти над крепостными. Крестьяне же здесь выступают уже не как былинные богатыри, а как актеры или скоморохи, а крепостное право пред­ставляется в виде пародии, комедии, которая, однако, так тесно пе­реплетается с жизнью, что может обернуться гибелью. Агап не вы­держал того, что старый помещик «пилил, пилил его, права свои дворянские высчитывал ему». Так обнаруживается, что крепостное право страшно и смешно одновременно: страшно своим прошлым, но смешно, потому что наступает новое время, которое порывает с этим прошлым навсегда. На этой оптимистической ноте завершается по­следняя часть поэмы — ведь там, после главы «И старое и новое» звучат «Доброе время — добрые песни», среди которых особое место занимает сочиненная Гришей Добросклоновым песня «Русь». В ней намечен образ новой Руси, основу которой составит

Сила народная.

Сила могучая,

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Система образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Слов:1509
Символов:11284
Размер:22.04 Кб.