Споры о композиции произведения ведутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: «Пролог. Часть первая», «Крестьянка», «Последыш», «Пир — на весь мир». Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе «Крестьянка» изображен старый, отживающий мир. В «Последыше» показана гибель этого мира. В заключительной части «Пир — на весь мир» особенно ощутимы признаки новой жизни, общий тон повествования более светлый, радостный, чувствуется устремленность в будущее, связанная прежде всего с образом Гриши Добросклонова. Кроме того, концовка этой части играет роль своеобразной развязки, поскольку именно здесь звучит ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Счастливым человеком оказывается народный заступник Гриша Добросклонов, который в своих песнях предсказывал «воплощение счастия народного». В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их поискам, потому что странники не знают о счастье Гриши. Вот почему возможно было написать продолжение поэмы, где с
Внешняя связь частей поэмы определяется мотивом дороги и поиска счастливого, что также соответствует жанру народно-эпического сказа. Сюжетно-композиционный прием организации повествования — путешествие героев-крестьян — дополняется включением авторских отступлений и внесюжетных элементов. Эпичность произведения определяется и величаво-спокойным темпом повествования, основанного на фольклорных элементах. Жизнь пореформенной России показана во всей ее сложности и многогранности, а широта охвата общего взгляда на мир как некую цельность сочетается с лирической взволнованностью автора и подробностью внешних описаний. Жанр эпической поэмы позволил Некрасову отразить жизнь всей страны, всей нации, причем в один из ее самых сложных, переломных моментов.