Века протекали — все к счастью стремилось,
Все в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт XIX века. Он продолжал традиции поэтов-декабристов, Пушкина и Лермонтова, был другом и соратником Чернышевского и Добролюбова. Он писал о народной жизни, думал о простых людях и посвящал им свои произведения. «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом говорил поэт о себе. Его лира укрепляла в народе веру в лучшее будущее, призывала к борьбе за свободу.
В 1863 году Некрасов создает одно из самых замечательных своих произведений — поэму «Мороз, Красный нос». Эта поэма о женской доле, о нелегкой крестьянской жизни, однако она проникнута оптимизмом, верой в народ, в его силы, в духовную мощь русского человека вообще и русской женщины в частности.
Вызывает восхищение красота Дарьи, ее ловкость и сила в работе, ее отзывчивость, самоотверженность, душевная стойкость и способность к самопожертвованию. В ней проявились лучшие черты национального русского характера.
Особенно привлекает в этом образе то, что внешняя красота героини гармонично сочетается с ее внутренним нравственным богатство
Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» вызывает у меня чувство глубокого сострадания, а поэт подчеркивает, что такая судьба далеко не редкость, это типичная участь русской женщины-крестьянки:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Правда, Дарья, какой она изображена в произведении, избежала одной из «тяжких доль» — «до гроба рабу покоряться». Муж ее очень любил сдержанной мужской любовью, характерной для крепких крестьянских семей.
Дарья мужественно и стойко борется с несчастьями и лишениями: заботится о семье, о достатке, пусть самом скромном, воспитывает детей, работает и дома, и в поле. На ней лежит самый тяжелый труд, но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью, и это также достойно восхищения.
Хотя сама Дарья изображена правдиво и жизненно, образ ее — образ собирательный, обобщенный. Я восхищаюсь этой женщиной: при такой тяжелой жизни ей все же удалось не пасть духом! Наша современная жизнь совсем не такая беспросветная, и то мы умудряемся сетовать на нее!