В последнее время в души и сердца стали возвращаться забытые имена писателей, их честные книги о войне. Это такие произведения, как роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказы В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьева («Крик», «Убиты под Москвой», «Гуси-лебеди»), В. Кондратьева («Отпуск по ранению», «Сашка») и др.
Прекрасная повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда» появилась в 1942 году. Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повести великое испытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью войны. Это была одна из первых попыток психологического осмысления подвига народа.
События в повести В. Некрасова происходят в сорок втором году при обороне Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесточенные бои, когда противник прорвался к Волге и отступать было некуда. И возникает вопрос: кто виноват в этом? Кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя повести, и у командира пятой роты Фабера, и у других людей.
Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «…читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину… он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами…». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.
Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.
В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреть
Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата. Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести — отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».
В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужество, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств не совершал».
«История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самом трудной должности — солдатской», — писал о герое Кондратьева К.М. Симонов.
Тема народного подвига звучит также в повести писателя-фронтовика К. Воробьева «Убиты под Москвой». Она появилась в печати в 1963 году, но подверглась резкой критике, была запрещена в продолжение многих лет и вернулась к читателю в 1987 году. Критик Златокуцкий назвал книгу Воробьева повестью о прозрении от слепоты. Главная мысль — постижение сущности войны всеми героями. В начале повествования мы узнаем о том, как учебная рота в количестве двухсот сорока курсантов идет на фронт. Они шли легко и радостно, фронт казался им чем-то величественным. Но в страшных условиях жесточайшей войны во многом меняются их представления о жизни.
Молоденькие курсанты переживают первый обстрел, гибель политрука роты Анисимова, а затем похороны шести убитых товарищей, кровопролитные бои и смерть многих бойцов. В финальной сцене мы узнаем, что из всей роты в живых остался только лейтенант Ястребов.
Война показана К. Воробьевым как народное бедствие. Автор, восхищаясь мужеством своих героев, их подвигом, в то же время как бы спрашивает, почему мы часто не ценим человеческую жизнь, почему так бездумно относимся к урокам нашей истории.
Главный герой повести Алексей Ястребков прошел суровую школу, постиг жестокий опыт войны, стал мужественным воином, до конца выполнил свой долг, долг памяти перед погибшими товарищами.
Прошло почти шестьдесят лет, как отгремели победные залпы над Берлином, но тема войны, тема подвига, стойкости, мужества советских людей в те трудные, грозовые годы продолжает волновать писателей, поэтов. Они делятся воспоминаниями о пережитом. И это для них самое большое счастье, самая высокая любовь к своему долгу, к Родине, к народу.