Ни для кого не секрет, что драма великого русского драматурга Александра Николаевича Островского является одной из вершин не только отечественной, но и
мировой литературы, и пожалуй, одним из центральных произведений второй половины 19-го столетия. В "Грозе", благодаря авторской задумке, нашли свое место
многие события и люди. Основной конфликт сюжета драмы строится вокруг "старого" (патриархальными принципами, сохранением старых укладов) и "нового"
(жаждой и получением свободы). Стоит отметить, что в литературе, особенно 19-го века, борьба между этими двумя началами, в различных ее формах проявления -
является наиболее острой, интересной и животрепещущей. К тому же, стоит отметить, что написание "Грозы" напрямую было связано с личной драмой,
произошедшей с автором.
Действие сюжета драмы разворачивается в вымышленном уездном городе Калинове, на берегу матушки-реки Волги. По своей сути, данное место является
собирательным образом волжских городов, сохранивших русский жизненный уклад.
Хочу отметить, что на мой взгляд, создание негативного, отрицательного героя - работа, которая требует больших сил и времени, она намного сложнее, нежели
создание образа положительного героя. К тому же, сыграть на сцене театра или кино роль отрицательную, опять, по моему мнению, куда сложнее, но, порой и
интереснее, чем положительную. Александру Николаевичу Островскому удалось блестяще показать "Темное царство", в котором с особой сластью царит деспотизм,
невежество, жадность, самодурство, ханжество, и в котором преследуются враждебные стороны по отношению к свободному проявлению личности. Главными
представителями "Темного царства" являются Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) и Савел Прокофьич Дикой.
Что касается Кабанихи, то она является, несомненно, одной из центральных героинь пьесы. Она выступает в роли антагониста другой главной героини драмы -
Екатерины Кабановой. Кабанихе свойственна властность, жестокость по отношению к другим людям. Островский наделил героиню ролью хранительницы и
защитницы старых, давно устоявшихся норм, принципов и порядков ("должен исполнять, что мать говорит"). По ее мнению, новые веяния и преобразования несут
только хаос и беспорядок. Молодое поколение обязано преклоняться перед старшим и ни в коем случае ему не должно перечить. ("Тебя не станет бояться, меня и
подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"). Кабаниха - ярый противник свобод ( "Давно вижу, что вам воли хочется". "Вот куда воля-то ведет"). Она не
заботится о сути человеческих отношений, наплевательски относится к своему сыну Тихону, являющемуся неплохим парнем, но, все-таки одной из целей, к которой
стремятся представители "темного царства" и его супруге Екатерине, об образе и поведении которой ведутся многочисленные рассуждения ("точит, как ржа
железо").
Прощение, милосердие, сострадание - об этом может Кабаниха и слышала когда-нибудь, но на деле не хоч
ее жесткости взглядов - она является слабым человеком, воплощением самых худших, низменных, мертвых идеалов патриархального общества. Чувство долга и
прекрасного - чужды Кабанихе. Стоит отметить, что несмотря на то, что Марфа Игнатьевна и Екатерина росли и получили воспитание в купеческих семьях,
формирование их характеров сложилось противоположно друг другу. Екатерина росла в семье - где любовь, уважение, взаимопонимание впитывалось уже с молоком
матери. По образу Кабанихи, можно предположить обратное. Скорее всего, уже с самого детства она познала, что такое жестокость, несправедливость. Кабаниха -
персонаж ограниченный, не способный, хотя бы на секунду найти положительное в своем "темном царстве". К большому сожалению, но именно по задумке автора,
Кабаниха стала одной из ниточек, толкнувших Екатерину, жену Тихона к самоубийству. К тому же, гибель Кабанихи, как антагониста Екатерины не вызывает в
конце драмы никакого сочувствия. Да, Кабаниха - персонаж отрицательный. Но ее образ, лично я, не могу назвать абсолютно никчемным. Некоторые черты ее
характера, достойны понимания - среди них, мне нравятся крепость характера, жесткость в словах, защита собственных интересов («Знаю я, знаю, что вам не по
нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»).
Что касается еще одного представителя "Темного царства" Дикого Савела Прокофьича, то в драме он предстает в роли одного из самых уважаемых людей уездного
города Калинова. Дикой - самодур. Во всей красе творит что захочет. Со всей полнотой ощущает свою безнаказанность. ("Ты червяк. Захочу - помилую, захочу -
раздавлю"). С легкостью нападает на людей, которые по статусу слабее его ("Что я тебе - ровный что ли"). Единственное, пожалуй, кого опасается герой являются
Кабаниха и личный конторщик Кудряш, слывущий грубияном. Читая драму создается ощущение, что сам Дикой не очень рад собственному самодурству. Увы,
поделать с ним ничего не может. Дикой, наряду с Кабанихой - представитель старых патриархальных идей, устоев, принципов, тиран и деспот, который не пощадил
своего племянника Бориса, ставшего его "жертвой" и "ездовой лошадкой" ("Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!").
Среди положительных черт героя, которые я подчеркнул для себя - мне импонирует отсутствие стеснения в его выражениях. Конечно, я ни в коем случае таким
образом не оправдываю образ Дикого и не стремлюсь его защитить, но в каждом герое, особенно в отрицательном нужно искать хотя бы, что-то интересное,
значимое, положительное. Лично я, нашел. Дикой - смешон. Его образ легко бы вписался в любую комедию, носящую социально-философский и бытовой оттенок.
Безусловно, у каждого из читателей драмы "Гроза" складывается свое индивидуальное мнение относительно героев "темного царства", но можно смело
предположить, что во многих параметрах оно совпадает.