Сочинения по литературеОстровский А.Н.ГрозаОбреченность "темного царства"

Обреченность "темного царства"

Драма Островского "Гроза" — самое значительное произведение известного драматурга. Она была

написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной

атмосфере действительности собиралась гроза.

Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались

наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью в

неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками

домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не

признающих человеческого достоинства.

Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха.

Первый — законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми

средствами сколотить капитал. Островский показал это из жизни.

Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она

строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом "ест" домашних, разводит ханжество,

одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли. Островский рисует Кабаниху как убежденную

защитницу устоев "темного царства". Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит

пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь

разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не

умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.

Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего". Под этой смиреной жалобой Кабанихи — человеконенавистничество,

неразлучное с религиозным ханжеством.

Развитие действия в "Грозе" постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого

над окружающими. "Но чудное дело, — пишет Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве", — самодуры

русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему..,

выросла другая жизнь, с другими началам

и, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя

предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров". Таково "темное царство" —

воплощение всего строя жизни царской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого

достоинства.

В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина — натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая.

Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской

матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным царством" и

душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь

опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не

стану, хоть ты меня режь!" — говорит она. Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства

обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной

такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини.

Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм

положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость

"темного царства". Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее

свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на

самоубийство.

Самоубийство героини — это протест никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Если женщина,

самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества не может больше мириться с гнетом

"самодурной силы", значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить

народ к решительной борьбе.

Для своего времени, когда Россия пережила период громадного общественного подъема перед

крестьянской реформой, драма "Гроза" имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим

образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественной

литературе.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Обреченность "темного царства"

Слов:613
Символов:4737
Размер:9.25 Кб.