О русском купечестве говорили многие писатели конца XIX века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мцен-ского уезда” Н. С. Лескова. Эти произведения имеют известное сюжетное сходство: у обеих героинь желание любить вызвано скукой и неудовлетворенностью жизнью, в результате — конфликт с окружающим миром, вплоть до преступления, развязка — смерть в речной пучине. Даже имена героинь одинаковы — обеих зовут Катеринами.
Героинь обоих произведений жизнь толкает на неправедный путь — путь греха: Катерину Кабанову — на грех прелюбодеяния и самоубийства, Катерину Измайлову — также на грех прелюбодеяния и грех многократного убийства. Характерна для того времени причина, толкнувшая женщин на грех прелюбодеяния: “скука русская, скука купеческого дома, от которой весело... удавиться”. Обе они вышли замуж не по любви, да и муж неласков, еще больше усугубляет ситуацию бездетность. Обе они воспитывались на свободе, сформировавшей в них пылкость характера. Однако их чувства и мировосприятие различны. О многом говорит уже сам выбор: Катерина Кабанова влюбляется в Бориса потому, что он не похож на окружающих ее людей, а Измайлова выбирает Сергея лишь из-за его красивой внешности. Первая любит одухотворенной любовью, вторая, напротив, испытывает скорее физическое влечение, которое перерастает во всепоглощающую страсть. Катерина Измайлова уже не слышит предупреждений Аксиньи о непостоянстве “подлеца”, не замечает сухости, с которой разговаривает с ней Сергей. “Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест”. Чувства героинь различны, но они достигают такой силы, что “с ним и каторжный путь цветет счастьем”, “вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо”.
Сильные чувства толкают их на грех, но героини неосознанно ищут оправдания своим поступкам. Для Кабановой, по-моему, это момент, когд
Катерина Островского, несмотря на импульсивность, не способна на убийство, у нее другие моральные устои. Измайлова же совершает злодейство с поразительным хладнокровием, потому что считает свою любовь полным оправданием преступлению. В то же время Катерина Кабанова считает уже само свое чувство грехом. Противоречия между чувством и долгом перед мужем, Богом, обществом, искреннее раскаяние сводят ее с ума. Окончательно толкает к самоубийству отказ от нее Бориса, молодая женщина доходит до крайней степени отчаяния, когда ей “что домой, что в могилу — все равно”. Катерина Измайлова не испытывает мук совести, но жутка ее ревность: “затряслась и позеленела. В глазах у нес стало темно; все суставы ее заныли и расслабели”. И это состояние женщины, у которой во время убийства лишь холодели руки. Несмотря на всю тяжесть душевных и физических мук, она остается в ясном сознании, мысль о самоубийстве ей чужда — только месть. Когда она бросается в воду, увлекая за собой Сонетку, то, по-моему, даже не думает о том, что погибнет сама.
Итак, героини свой “путь греха” проходят по-разному. Можно сказать, что более слабая Кабанова не выдерживает кары за счастье, которая является естественной на этом пути. Несмотря на религиозность, она предпочитает уход из жизни. А Катерина Измайлова воспринимает свои страдания как проигравший игрок. Нет у нее ни малейшего следа раскаяния, она последовательна на пути греха и не сходит с него до конца. Слабые натуры колеблются в выборе жизненного пути, сильные же не сворачивают с выбранного, пусть это и путь зла. С другой стороны, “слабость” Катерины Островского можно объяснить ее жизненными принципами — во всем винить себя, не причинять горя окружающим, “сила” же героини Лескова — в ее беспринципности.