В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений — драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворением «жестокого мира».
В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни мужа бывшая главой дома и дела. Женщина сильная и властная до деспотичности, она требует ото всех безоговорочного подчинения, в том числе и от своих домашних: сына Тихона, дочери Варвары, снохи Катерины.
Современная Островскому критика, и в первую очередь Н. А. Добролюбов видели в Кабанихе олицетворение невежества, самодурства и жестокости. При этом Марфа Игнатьевна основывается на своеобразном собственном понимании традиций, Домостроя. Если же внимательно присмотреться и прислушаться к канонам, которые она пытается установить в семье, то это не только собственное своеобразное понимание традиций, а и следование тому, что установлено веками и предками. Может быть, вредит образу Кабановой страсть к бесконечным поучениям. Ну а как же не поучать молодых? И кому же поучать их, как не матери? Жаль, что при этом она не считается ни с местом, ни со временем, ни с чувствами собеседника. Так, например, в явлении пятом действия первого Кабаниха появляется на сцене со словами поучения, адресованными взрослому женатому сыну. Ее не заботит ни то, что бульвар — не место для подобных наставлений, ни то, что сын ни в чем не виноват перед ней. Стоит снохе Катерине вступить в разговор, как Кабанова немедленно переключается на нее, обижает ее, не замечая этого, оставаясь в полной уверенности в своей правоте. Только и слышатся из уст Марфы Игнатьевны брань и попреки. Жертву свою она «поедом ест», «точит , как ржа железо».
Н. А. Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве» говорит о Кабановой: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину Кабаниха заставляет кланяться в ноги Тихону при его отъезде из дома, корит за то, что она «не воет» на людях, провожая мужа в Москву. После признания Катерины в своей измене мужу Марфа Игнат
Отношения между обитателями дома Кабановых очень точно выразила Варвара: «Ну, а ведь без этого нельзя: ты вспомни, где ты живешь! У нас дом на том держится». При этом представители младшего поколения между собой проявляют своего рода честность, не скрывая своего лицемерия перед матерью. Например, перед отъездом в Москву Тихон, выслушав все наставления матери, после ее ухода говорит Катерине: «Что ее слушать-то! ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай». Позже в сцене признания Катерины (Действие четвертое, явление шестое.) Тихон, услышав начало исповеди жены, «растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав», желает остановить ее, сохранить по своему обыкновению все в тайне от матери. «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!»
В разговоре с Борисом Кулигин так характеризует «жестокий мир» города Калинова: « У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены… Вы думаете, они дело делают либо Богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. ». Эта характеристика полностью отражает образ «жестокого мира» и дома Кабановых.