В 1856 году Александру Николаевичу Островскому пришлось ближе познакомиться с Волгой и волгарями. Морское министерство снарядило в тот год экспедицию для описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и больших рек Европейской России. Островский должен был составить описание верхней Волги — от истоков до Нижнего Новгорода. Под влиянием волжских впечатлений драматург написал немало прекрасных произведений. Самым замечательным из них является драма «Гроза» 1859 года. Действие пьесы открывается словами Кулигина, любующегося с высокого берега Волги ее вольной ширью: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!.. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу...» В драме «Гроза» события только во втором действии пр°' исходят в душной купеческой горнице. Во всех остальных действиях волжский простор расстилается перед зрителями нний вечер, когда солнце еще золотит его, и в теплую * " ' ю полночь, и в грозу, и в суровые сумерки, переходя-В темную ночь, от Волги веет ширью, величием, воль-е расотой. Тем беднее, ничтожнее и теснее представляет-, которою живут на ее берегах обыватели города ясизн, сЯ нова — Дикие, Кабанихи и все те, кто находится у них ^подчинении. ТЗыт города Калинова Кулигин обрисовывает в следующих вдивых словах: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, стокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да и дяости нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше куска насущного хлеба. А у кого деньги сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать... » «Значительное лицо в городе» по богатству и влиянию на жизнь всего населения купец Дикой так ответил городничему, которому «...мужики пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет»: «Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Трудно более откровенно и точно объяснить хищнический способ накопления капитала, чем это сделал Дикой. Самовольство Дикого, властолюбие купчихи — вдовы Кабановой, держащей в трепете и страхе всех домашних, не знают границ. В статье «Луч свете в темном царстве», посвященной драме «Гроза», Добролюбов пишет об Островском, что «у него вы находите не только нравственную, но и житейскую, экономическую сторону вопроса, а в этом-то и сущность дела. У него вы ясно видите, как самодурство опирается на толстой мошне, которую называют «божьим благословением», и как безответность лк>дей перед ними определяется материальною от него зависи- мостью». Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. «Толстая мошна» открывает перед ними неограниченную возможность произвола и самодурства. «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой ^изни», — писал Добролюбов о жизни Калинова, а следовательн и любого другого города царской России. Для Кабанихи не существует ни независимой мысли, ни сводного чувства; все должны подчиняться старшим и власть мущим. Она ненавидит все молодое, новое, жив
ое. В тот дом, где нет стариков, где не властвует старость, «выведена на», ей и войти не хочется, как в зараженное жилише плюнешь, да вон скорее». Кабаниха гнет всех, кому прихо; с нею столкнуться, но сильнее всех сына Тихона. Она нем волю, погрузила его ум в глубокий сон. Тихон по-своему горячо и преданно любит жену, но «темного царства» легла и на него. Он мягок по отношению Катерине, но он же бывает и груб с нею, водит компанию Диким. В бессилии и страдании Тихона часто чувствуется корность раба. И все же под грубым купеческим сюртуком Ти хона бьется человеческое сердце. Обиженный и оскорбленный он кричит над трупом Катерины: «Маменька, вы ее погубили' вы, вы, вы...» Лучом света в темном царстве назвал Добролюбов в одноименной статье Катерину. Дикие и Кабанихи превратили город Калинов в звериную берлогу, где человеку тесно, а им простор-' но, и вот эту тьму внезапно пронизывает луч света. Правда, он мигом погас, но возвестил свет, показал, что тьма будет разрушена, Дикие и Кабанихи будут побеждены. У Катерины вольная душа и сердце, ищущее любви, полное сочувствия ко всему живому, прекрасному, светлому, что есть в природе и человеке. Серая, скучная, темная жизнь, которою живут вокруг нее люди, не удовлетворяет Катерину. Она молча переносит свою неволю в доме Кабанихи, все ее попреки и укоры, но не покоряется ей. Никакие наставления свекрови, что спасителен один лишь страх перед старшими и Богом, никакие увещания суровой старухи, что «воля» — это грех, не могут истребить в душе Катерины ни жажды любви, ни порыва к воле. Дом Кабанихи для нее — темница. Катерина говорит Варваре: «Не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат I меня никакой силой. В окно брошусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Катерина — это сильный русский характер, но «не разрушительный, а созидательный». В драме «Гроза» есть еще один «светлый» образ героя — это Кулигин. Прообразом Кулигина, мещанина, часовщика-самоучки, отыскивающего «перпету-мобиль», то есть вечный двигатель, послужил Островскому замечательный русский изобретатель Иван Петрович Кулибин (1735-1818). Островский наделил своего Кулигина той же любовью к науке, пытливой страстью к знаниям. С открытием «вечного движения» у Кулигина связана мечта не о собственной славе, а ооенном благе: «Я бы все деньги для общества и употре-доддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки а'работать нечего есть у Кулигиным и Катериной существует глубокая внут- связь. Подобно Катерине, он обладает любящим серд-Pefl Поэтической душой; Кулигин так же, как и она, вскорм-оодной Волгой, любит ее, не перестает любоваться ее Лв торами. Он один способен понять, какие богатства души 0Р ^чены в Катерине, горячо сочувствует ее тоске и стремле-3 ю освободиться от власти «темного царства». «Гроза» — одно из наиболее выдающихся созданий великого аматурга-реалиста. По мнению Добролюбова, «"Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». Не потеряла своей актуальности драма и в наши дни.