Традиционное восприятие Тихона как «тупого и ленивого» должно быть уточнено.
Вряд ли в начале пьесы Тихон любит Катерину (вспомните, он ведь женился на ней без всякой сердечной склонности, по приказанию матери). Правда, молодой Кабанов несомненно жалеет жену, относится к ней с явным участием и, как может, стремится облегчить ее участь. Но как раз возможности-то его очень невелики. Подлинным защитником Катерины он так и не смог стать, а она искала в нем прежде всего защитника.
И все же именно Тихону дано если не понять, то, во всяком случае, почувствовать глубину переживаний Катерины, безвыходность ее положения. Дано ему и нечто большее — умение сострадать, прощать, то милосердие, которого начисто лишена Марфа Игнатьевна Кабанова.
Так уж бывает в жизни, что мы начинаем любить человека лишь тогда, когда его теряем. Тихон неожиданно для себя ощущает нежность к Катерине именно в ту минуту, когда внезапно понимает, что потерял ее. Совсем недавно еще он не сомневался, что ничего страшного с Катериной произойти не может, что она всегда, в любом случае будет рядом, будет принадлежать ему. И лишь когда страшная правда раскрывается перед ним, в нем самом нежданно-негаданно пробуждаются новые чувства.
К сожалению, школьники нередко читают текст художественного произведения не очень внимательно, во всяком случае, на авторские ремарки в пьесе они далеко не всегда обращают должное внимание. На вопрос «что делает Тихон после горького признания Катерины?» («И все-то десять ночей я гуляла...») чаще всего десятиклассники отвечали:
— Ударил ее... Отвернулся... Заплакал...
А вы помните, что сделал Тихон?
Он сделал что-то такое неожиданное, что, быть может, заставит вас задуматься над тайнами человеческой психологии.
Тихон изменяется в конце пьесы, но начало этому положено еще до самоубийства Катерины. Поэтому так важна концовка четвертого действия. От нее протягивается прямой мостик к началу пятого действия, где речь идет о последних событиях в доме Кабановых.Передав слова матери о Катерине («ее надо живую в земл
Слова эти часто не привлекают внимания, не комментируются. А вот здесь-то как раз и содержится один из великих уроков Островского. Тихон обнаруживает такую тонкость чувств, такую необыкновенную деликатность, такое сочувствие к горю и страданию близкого ему человека, что просто диву даешься, откуда он и слова-то эти взял. Ведь речь идет о жене, которая ему изменила! А говорит он прежде всего не о себе, а о ней, ее называет безответной, ее жалеет, сам убивается, глядя на нее...
Теперь Тихон другими глазами смотрит на Катерину. Он, наконец-то, увидел в ней человека — несчастного, страдающего, покаявшегося. Вместо грубоватого и недалекого купчика, снисходительно посматривавшего на молодую жену, перед нами появляется человек, способный подняться до высот подлинного драматизма.
Что-то произошло с Тихоном. Разрушились оковы, искусственно стягивавшие его человеческие чувства, его душу, и он находит в себе силы, чтобы перед всеми воскликнуть: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...»
Не стоит осуждать Тихона за то, что он во всех бедах, обрушившихся на его семью, обвиняет одну мать, не будучи в состоянии подняться до осознания более общих и более грозных причин гибели Катерины. Достаточно и того, что Тихон в финале становится фигурой трагического плана. Именно так играл эту роль любимый артист Островского А. Б. Мартынов. Современники вспоминали, что последнюю сцену Мартынов проводил с потрясающей силой. Он поистине заставлял публику рыдать. Тихон в исполнении замечательного артиста представал перед зрителем как человек, ощутивший в себе нового человека, способного отстаивать свое человеческое достоинство.
Впрочем, по отношению к молодому Кабанову школьники часто бывают снисходительными. Зато Борис вызывает почти единодушное презрение.