Сколько блеска, выдумки… в полной лиризма, грусти, гнева истории Мастера и
Маргариты, этих верных любовников, не убоявшихся самого Сатаны!
И. Виноградов.
В Булгакова я влюбилась раз и навсегда. Держала под подушкой его книги, бредила ими. Перелистывала снова и снова дорогие сердцу страницы, упиваясь каждой строчкой, каждым новым предложением. «Иначе и быть не могло», — улыбалась я, дочитывая последние главы романа первый раз. Я действительно уже подсознательно понимала, чувствовала, что «конец» должен быть таким — с печалью смерти, но в то же время и с обещанием бессмертия: « Слушай беззвучие, — говорила Маргарита Мастеру, — слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду».
Да, изо всех линий романа история мастера и Маргариты самая главная, она наиболее близка мне. Рождаясь как отголосок бессмертной библейской истории, она пересекает всё пространство от края до края, словно чистый прозрачный ручей, прорываясь сквозь все завалы и препятствия и уходя и уходя в потусторонний мир, вечность. К ней сходятся все события и явления. Всё отражается в светлых водах этого ручья. И особенно проникновенные, мои самые любимые строки посвящены этой любви.
«По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразило… никем не виданное одиночество в глазах!». Откуда это одиночество Маргариты в момент встречи с Мастером? Чего ей не хватало в жизни? Близкого человека? Заботы? Ласки? У неё был муж, она никогда не нуждалась в деньгах… «Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёк?.. Ей нужен был он, Мастер». Наверное, и в его глазах горел какой-то непонятный огонёк, и по
Не погасили её ни безрадостные, чёрные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками, ни тяжёлая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на минуту, она только могла умолять его, чтобы он «дал дышать воздухом, ушёл бы из памяти».
По-настоящему ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера. В канун встречи с любимым она впервые испытала чувство полной свободы. Это свобода и от постылого супружества, и от прежней самой себя — благонравной и сдержанной. И начинается её упоительный полёт в лунной ночи, и подготовка к балу, и сам Великий Бал сатаны, где она хозяйка, королева…
Читаю посвящённые Маргарите страницы — и хочется назвать их поэмой Булгакова во славу собственной возлюбленной, Елены Сергеевны. Во всех приключениях героини её сопровождает любящий взгляд автора, в котором и ласка, и восхищение, и гордость за женщину, сумевшую вернуть Мастера силой своей любви.
Так что же получается — Маргарита оказалась сильнее своего возлюбленного? А как же классические представления о женской слабости, о том, что мужчина — это опора и поддержка? Да, Мастер, отказывается бороться за свой роман. Но уже то, что он сумел написать его, возвышает его над всеми людьми. Булгаков чётко обозначает цели героев: смысл жизни Мастера — в романе, Маргариты — в любви.
Читаю и понимаю, что всё-таки чем-то похожа на героиню, по крайней мере, именно этот образ был для меня всегда идеалом, даже когда я ещё не знакомилась с произведением. Она — носительница огромной, вдохновенной и поэтической любви. Как бы мне хотелось, чтобы обо мне тоже когда-нибудь сказали так же!
Роман «Мастер и Маргарита» нужен каждому из нас. Прежде всего, это чтение, облагораживающее и обогащающее.