Пьеса «Лес», по мнению исследователя А. И. Журавлевой, представляет собой «одну из самых сложных и совершенных комедий Островского и по богатству проблематики, и по построению». Обращаясь непосредственно к теме моей работы, я хочу, прежде всего, рассмотреть понятия актера и артиста с точки зрения Н. А. Островского. По воспоминаниям современников и по направленности произведений драматурга мы можем судить о его отношении к театру. В понимании Островского театр был отнюдь не увеселительным заведением, где скучающая публика могла бы найти возможность приятно разнообразить свой досуг. В понимании передовых людей театр являл собой одно из наиболее действенных средств воспитания, нрав-ственного развития, становления моральных устоев общества. При таком отноше-нии к сценическому искусству Островский не мог не придавать решающего значе-ния личности артистов. Исполнители его произведений были для драматурга боль-ше чем актерами. Это были выразители его идей, посредством своего таланта спо-собные донести до каждого зрителя авторские мысль и призывы.
Два, казалось бы, синонимичных понятия «актер» и «артист» на самом деле ... довольно сильно разнятся друг с другом. В период становления национального театра к различию между данными понятиями, скорее всего, подходили с еще большей ответственностью, нежели теперь. Если слово «актер» воплощает в себе понятие о человеке, исполняющем на сцене ту или иную роль, то термин «артист» гораздо более емок по своему содержанию. Актер — представитель определенной профессии. Артист — творческая личность, почетное призвание, образ жизни. Эта дифференциация раскрывается в самой пьесе «Лес», где синонимами понятия «актер» являются такие слова, как «шут», «комедиант» с презрительным оттенком, вложенные в уста Гурмыжской. И где ее словам противопоставляется возражение Несчастливцева: «Комедианты? Нет, мы артисты, благородные...».
В комедии «Лес» вся проходящая перед нами вереница персонажей, так или иначе, разбивается на два лагеря — актеров и артистов. Исключением можно счи-тать Аксюшу, которая одна, во всех ситуациях, остается сама собой. Даже Несчастивцеву не хватает этой цельности и искренности. При всем восхищении собственным призванием он все же стыдится показать тетушке, которую считает благонравной, высокопорядочной особой, свою бедность и неустроенность. Видимо, в нем сказывается дворянское воспитание.
Жених Аксюши Петр Восмибратов также в меньше степени относится к сонму актеров и артистов, нежели другие персонажи. Но и ему все же приходится надевать на себя маску, когда с ним находится его отец. Однако Петр искренен в выражении своих чувств, о которых он высказывается просто, незамысловато, но вместе с тем с подкупающей откровенностью, идущей прямо от его любящего сердца.
Одной из наиболее талантливых актрис, которая по своему мастерству и даже изощренности могла бы затмить даже профессионала Несчастливцева, является, бесспорно, Гурмыжская. Завеса, скрывающая истинную натуру помещицы, раскрыв
В этом лицедействе с помещицей успешно соперничает ее будущий супруг Буланов Счастливцев называет недоучившегося гимназиста «первым любовником» при Гурмыжской и насмешливо подмечает, что Буланов куда лучше справляется с актерской работой, нежели Несчастливцев. Отчасти это верно. Глупый, невоспитанный Буланов «эдакий слегка обтесавшийся Митрофанушка, рано постигший истину, что женитьба - дело гораздо более выгодное, чем учеба, оказался совсем недурным актером Не УСВОИВ толком гимназической премудрости, Буланов превосходно усвоил «науку жизни». В отличие от Гурмыжской этот герой раскрывает нам свою низкую сущность с самого начала - поведав Аксюше без тени смущения о своем жизненном кредо. Соединение Гурмыжской и Буланова закономерно. Два комедианта, живущие и воспринимающие жизнь по одним и тем же канонам, конечно, должны тянуться друг к другу.
Галерея обитателей усадьбы Пеньки была бы неполной без образа Улиты, кото-рую хочется назвать актрисой поневоле. Поначалу Островский преподносит ее так, что читатель и зритель проникается к героине жалостью, граничащей с презрением Однако когда она произносит полный горечи монолог, изливая перед Счастливцевым свою истерзанную душу, мы понимаем, что женщине в ее положении и с ее умственными и нравственными ресурсами ничего не оставалось, как сделаться
актрисой поневоле.
Усадьбу посещают различные люди. Это и купец Восмибратов - достойный про-должатель традиций Кабанихи, Дикого и других купцов, пришедший, по выражению, Журавлевой, «из прежних пьес Островского о темном царстве». Это тоже актер в своем роде, однако, имеющий некоторые понятия о чести.
Двое других постоянных посетителей усадьбы Пеньки Милонов и Бодаев также представляют немалый интерес. Кто они? В каком амплуа выступают. Милонов, по мнению Журавлевой, воплощает в себе характерный для сатирических комедий Островского «сценический тип болтуна-идеолога». Исследователи обращают внимание на созвучие фамилий Милонов-Манилов. Более пожилой и гораздо менее восторженный помещик Бодаев составляет неизменную пару Милонову. Этот союз весьма занимателен. Нарушая законы логики, более старый Бодаев оказывается гораздо благоразумнее и честнее в оценках. Бодаев, единственный из всего пенысовского общества по достоинству оценил благородство Несчастливцева и не постеснялся признать этого вслух. На фоне безапелляционно заявляющего нелестные истины Бодаева Милонов видится нам средней руки актером, наслаждающимся игрой в либеральность, но никогда не применяющим на практике ни одной из у своих сентенций.
Завершить свою работу мне хотелось бы словами А. Журавлевой, которая счи-тала, что «Лес» одна из немногих комедий, где «злу четко противопоставлена группа положительных персонажей, являющихся жертвами, но вместе с тем активными антагонистами сатирически осмеянных гостей и обитателей усадьбы Пеньки».