Ремарки существуют почти в каждой пьесе. Они служат для указания автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия. В драматургии второй половины XIX века роль ремарок возросла в связи с усилившимся интересом к быту и нюансам психологии. Особенно хорошо это заметно в пьесах Островского и Чехова. Свое дальнейшее развитие ремарка получила в произведениях драматургов XX века, таких, как Б. Шоу, В. В. Вишневский, А. В. Вампилов, Т. Уильяме. Она стала более развернутая, беллетризованная.
В пьесе Островского “Лес” ремарки, кроме всех вышеперечисленных функций, обладают еще одной. Они глубоко символичны.
В “Лесе” ремарки служат для портретной характеристики персонажей. Например, действие второе, явление второе начинается с описания внешности Счастливцева и Несчастливцева. Причем присутствует не только чисто внешний портрет: “Несчастливцев — лет 35, брюнет с большими усами”, но и намек на прежнюю жизнь человека: “следы беспокойной и невоздержанной жизни”, а также и на характер: Счастливцев — “глаза быстрые, выражающие и насмешливость, и робость в одно и то же время”. Ремарки, служащие, казалось бы, только для передачи интонации персонажей, оказываются символичными. Так, если рассматривать ремарки в разговоре Счастливцева и Несчастливцева, можно заметить, что Несчастливцев постоянно говорит “мрачно”, “грозно”, “густым басом”, и в противопоставление ему отвечает Счастливцев “полузаискивающим, полунасмешливым тоном”, “робко”, что сразу говорит о характере обоих: Несчастливцев — сильный характер, Счастливцев — слабый. С точки зрения символики интересны действия, показанные автором через ремарки. Можно заметить, что Счастливцев как бы постоянно убегает от Несчастливцева: он разговаривает “отодвигаясь”. И это вполне естественно, ведь затем Несчастливцев “с силой опускает руку на плечо Счастливцева”, как бы тем самым показывая, что он — господин. А Счастливцев, как раб, падает перед ним на колени. Очень важна ремарка, указывающая на действие Несчастливцева: он берет Счастливцева за ворот и держит. Этот момент напоминает сцену из произведения Гоголя “Ночь перед Рождеством”, когда Вакула держит черта, причем черт такой же заискивающий, как и Счастливцев, а Вакула такой же гневный, как и Несчастливцев. Как и черт служит Вакуле, так и Счастливцев впоследствии служит Несчастливцеву, а поскольку Счастливцев и похитрее, то его вполне можно назвать “маленьким чертиком” (кстати, он играл чертей на сцене). В продолжение всей пьесы Несчастливцев часто плачет. Но плачет он именно в тот момент, когда говорит о смерти или о могиле. А в ко
В ремарках пьесы постоянно присутствует мотив спуска: “с террасы сход в три или четыре ступени”, и, что примечательно, именно Буланов “помогает Гурмыжской сойти с террасы”, а затем она на нее не восходит, а “уходит”; в шестом явлении она опять же спускается, “сходит в сад”.
Гурмыжская в “Лесе” похожа на какой-то сказочный персонаж, на Бабу Ягу. Она владеет лесом, но продает его по кусочкам, а ее усадьба носит символическое название “Пеньки”. Она стара, но все еще заманивает молодых людей. У нее имеется коробка, которая отражает всю ее душу. Для нее эта коробка — самое дорогое. И в ремарках постоянно упоминается о коробке и о деньгах. Гурмыжская, как и Коробочка в “Мертвых душах”, постоянно все делает только для себя, ведь и любовника она держит лишь для удовлетворения своих прихотей. Очень часто в ремарках упоминаются глаза Гурмыжской, которые, как известно, — зеркало души. Она постоянно показывает глазами Буланову какие-либо свои желания или чувства. И Аксюша, чтобы прочесть ее мысли, смотрит ей в глаза.
В своей пьесе автор не забывает о природе. В усадьбе старый “густой сад” и “мелкий кустарник” — намек на дремучий лес и заколдованный сад в сказках. На мрачные размышления наводит ремарка автора к действию четвертому: “озеро” и “лунная ночь” говорят, что здесь разыграется драма. Интересен тот факт, что Несчастливцев не заходит в дом Гурмыжской, а живет в беседке. Эта беседка часто встречается в ремарках, к ней все время сходятся персонажи. “Садовую скамью”, к которой тоже часто приходят герои пьесы, можно считать скамьей подсудимых.
Наиболее чистыми и набожными по ремаркам получаются Несчастливцев, Аксюша и Петр. Несчастливцев постоянно скрещивает руки, поднимает глаза к небу. Аксюша видит в нем спасителя и “становится на колени” два раза, а Несчастливцев “простирает над ней руки”, как бы благословляя ее. С Несчастливцевым Гурмыжская постоянно говорит “с испугом”, так как она чувствует приближение суда за свои грехи.
Итак, ремарка может служить не только для объяснения не очень понятных моментов действия или для помощи актерам, но и для более глубокого анализа текста с точки зрения литературы, для передачи читателям всего психологизма ситуации. Через те же ремарки хорошо просматривается и авторская позиция. А сами ремарки отличаются краткостью и точностью. “В ремарках Островского на единицу смысла — мало слов, а на одно слово — бездна разных смыслов”, — писал один из литературных критиков.