Роман «Как закалялась сталь» свидетельствует о том, что Островский, осмысляя пути революции в России и судьбу личности в этой революции, приходил одновременно к открытиям и в эстетическом решении темы. И именно «Овод» явился для него своего рода камертоном в социально-нравственном, поэтическом освоении проблемы революции. В «Как закалялась сталь» тема «Овода» обретает философское, драматическое звучание. Завоевания Островского-художника в области эстетики были оценены современниками писателя сразу по выходе в свет первой его книги. В процессе работы над романом «Как закалялась сталь» Островский, несомненно, постигал секреты мастерства (о чем свидетельствует творческая история романа) , он рос как художник в своем развитии от первого произведения к роману «Рожденные бурей», но его творческая эволюция осуществлялась в результате все более глубокого постижения им классических традиций реализма.
Вопрос о судьбе национальных, классических традиций и сейчас остается одним из наиболее сложных, применительно к творчеству Н. Островского. От решения его в значительной мере и зависит то, как современная наука сможет раскрыть идейно-художественное новаторство творчества Н. Островского, определить его место и роль в историко-литературном движении XX в. Историкам литературы предстоит изучить социально-эстетическое, историко-литературное родство творчества Н. Островского с шедеврами русской классической литературы!
Надо попытаться увидеть, как в творчестве Н. Островского зрели ответы на те вопросы о смысле человеческой жизни, о судьбе всечеловеческих идеалов, которые обнажил перед лицом человечества беспощадный гений Ф. М. Достоевского и Н. В. Гоголя. Одной из главных координат такого сопоставления должны оказаться роднящие этих писателей представления о нравственных идеалах, которые они предъявляли к искусству. И наверное, самым верным камертоном, позволяющим нам понять родство этих художников, должно стать одно из удивительных в своей нравственной бескомпромиссности (созвучной с бескомпромиссностью Достоевского) признание Н. Островского: «Я, если бы чувствовал неправоту дела, которое я выполняю, мне кажется, я не мог бы ник
Если попытаться вникнуть (как это мы делаем по отношению к произведениям Толстого, Чехова, Тургенева) в ту сложную внутреннюю жизнь, какой живет герой Н. Островского, понять поступки, которые объясняют движения его сердца, то мы увидим, что и в своих глубоко личных переживаниях он близок лучшим героям русской классики. Герои Н. Островского воплощают наиболее яркие черты национального характера (высокое социально-нравственное содержание интимного чувства героев для русской литературы всегда было полно глубокого исторического, человеческого смысла). В романе Островского в полной мере, сохраняется эта традиция. Павел Корчагин столь же щедр па любовное чувство, столь же чист и бескомпромиссен в нем, как, предположим, Андрей Болконский у Л. Толстого, герои И. Тургенева или лирический герой А. Блока.
Герой Н. Островского — действительно одна из вершин в духовной сокровищнице человечества.
Участвуя в революции, он выразил полноту и силу национального характера русского человека, вспоенного всем опытом исторической жизни народа.
Современная критическая литература о Н. Островском стоит сегодня, видимо, на пороге новых исследований, которые позволят ей с еще большей исторической, литературоведческой обоснованностью раскрыть значение его творчества в развитии литературы XX века и тем самым объяснить тот неослабевающий интерес, который испытывает человечество вот уже на протяжении почти полувека к роману писателя, к его человеческой и литературной судьбе.
Перед историками литературы стоят сложные задачи. Необходимо раскрыть своеобразие психологизма в романах Островского, суметь увидеть всю полноту тех душевных движений, которые руководят поступками корчагинцев; определить особенности взаимосвязей творчества Островского с общим развитием литературного процесса; показать образ Павла Корчагина в шеренге тех современников, рядом с которыми он боролся за осуществление идеалов Октябрьской революции, — и показать в ряду тех героев, от которых Павел Корчагин принял высокие идеалы русской литературы. В этом состоял смысл творческой работы Островского-художника/