Сочинения по литературеПастернак Б.Л.Доктор ЖивагоИзображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго»

Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго»

По теме роман

Бориса Пастернака «Доктор Живаго» достаточно традиционен. Он примыкает к прозе

М. Шолохова, А. Фадеева, И. Бабеля, М. Булгакова, Б. Пильняка. Но, примыкая по

тематическому признаку, в то же время существенно отличается и от «Донских

рассказов», и от «Разгрома», и от «Конармии». Чем же?

Во-первых, это произведение написано не по

«горячим следам». Между временем его создания (1950-е годы) и отраженными

событиями: первая мировая война, революция, гражданская война— пролегла

временная дистанция более, чем в тридцать лет. «Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье»,—сказал Сергей Есенин. И действительно, история

многое поставила на свое место, заставила задуматься над тем, что считалось

само собой разумеющимся, то есть подготовила почву для философского осмысления

прошлого. Философский взгляд на вещи и свойственен Пастернаку.

Во-вторых,

«Доктор Живаго» — роман, написанный поэтом, а не прозаиком. А это существенная

разница. Поэт более чуток к деталям, оттенкам чувств и переживаний. Импульсы,

идущие от внешнего мира, он привык пропускать не только через сознание, но и

через свое сердце, душу, свое «я». Отсюда особая эмоциональная окрашенность и

автобиографичность повествования. Главный герой Юрий Андреевич Живаго, к тому

же, и сам поэт, и стихи, написанные им, не просто приложены к основному тексту

романа. Они «просвечивают» этот текст изнутри, переводят прозаическое

повествование на язык лирических образов.

В романе Юрий

Живаго — один из миллионов россиян, вовлеченных в круговорот революции и войны.

Он часто бессилен противостоять напору событий и подчиняется общему вихревому

движению. Не случайно у Пастернака, как и у А. Блока в поэме «Двенадцать»,

основным образом-символом революционной стихии является метель. Юрий Андреевич

часто участвует в событиях не по своей воле, а лишь как песчинка, подхваченная

метельным порывом, не принадлежащая самой себе.

В стихотворениях

же, написанных от лица героя, напротив, поднимается тема одиночества и личной

ответственности за все то» чему он был свидетелем:.

Гул затих.

Я вышел на

подмостки.

Прислонясь к

дверному косяку,

Я ловлю в

далеком отголоске -

Что случится на

моем веку.

На меня

наставлен сумрак ночи

Тысячью

биноклей на оси.

Если только

можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо

пронеси. .

Не случайно

Живаго вольно цитирует из Евангелия слова Христа, Сына Человеческого,

предчувствующего муки и смерть. Подобными предчувствиями была наполнена жизнь и

самого персонажа, русского интеллигента, испившего до дна горькую чашу

страданий, выпавших на долю народа.

По профессии

врач, то есть человек, для которого не существует своих и чужих, Юрий Андреевич

Живаго хорошо понимает трагичность братоубийственной войны. Он воспринимает

происходящее как «кровавую колошматину и человекоубоину, которой не

предвиделось конца». Герой Пастернака не может стать над битвой, но он видит,

что правды мало как на стороне белых, так и красных. Их изуверства соперничали

по жестокости, «попеременно возрастая одно в ответ на друг

ое, точно их

перемножали». Кровь тех и других вызывала приступы тошноты, «она подступала к

горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».

Правоту позиции

доктора Живаго, понимавшего бессмысленность и преступность братоубийственной

бойни, подтверждает факт, имеющий символическое значение. Так, уодновременно

убитых юнца-гимназиста, воевавшего за белых, и красного партизана находят один

и тот же псалом, зашитый в ладанки, который должен был уберечь их от гибели,

но, как видим, не уберег.

Борис Пастернак

подходит к событиям тридцатилетней давности не с классовой,» но

общечеловеческой, гуманистической точки зрения. Уничтожали друг друга нс враги,

а соотечественники, сыновья одной земли, братья по крови и духу. Сегодня мы это

хорошо понимаем. И Пастернак был одним из первых, кто не побоялся прямо сказать

о гражданской войне как о «узаконенном и восхваляемом смертоубийстве».

Но прямо — не

значит однозначно. Юрий Живаго — личность, постоянно колеблющаяся,

сомневающаяся. Ситуация раздвоенности отчасти уходит истоками в личную драму

героя, в его любовь к Ларе, Ларисе Федоровне Антиповой, которая отождествляется

для него с образом России. Этой любви не суждено было победить душевное

смятение. Скомканные, искалеченные революционным порывом человеческие

судьбы—обычное явление тех грозных лет. Большевики выслали за пределы Советской

республики близких Юрия Андреевича — его первую жену с детьми. Не надеясь на

встречу с любимой женщиной, Живаго заводит новую семью и умирает от сердечного

приступа, рухнув на камни мостовой. А сама героиня, пережив самоубийство мужа и

смерть Юрия Андреевича, в конце концов бесследно исчезает в одном из

неисчислимых концлагерей севера. Остается жить лишь Марина — третья жена Живаго.

А на самых последних страницах романа появляется «бельевщица Танька», в которой

друзья Юрия Андреевича узнают его дочь, но которая сама об этом не подозревает.

Кто же ответит за эти смерти, изгнания, беспамятство?

И все-таки

повествовательная часть романа Пастернака заканчивается не сценой гибели

Живаго, не сообщением об исчезновении Ларисы Федоровны, не рассказом о

«неученой» бельевщице Татьяне. Он заканчивается описанием тех светлых чувств,

которые охватили друзей Юрия Андреевича при чтении его стихов через много-много

лет после смерти героя. Это и чувство «свободы души», и «счастливое, умиленное

спокойствие» за землю, за всех участников истории и детей их, и ощущение

неслышной музыки счастья, «разлившейся далеко кругом».

Подобный финал

— не отражение официального оптимизма автора и не искусственный довесок к

повествованию о любви и скорби. Это взгляд поэта, светлый и умудренный, умеющий

угадать в обыденном и страшном великое и высокое начало.

Стихотворный

цикл Юрия Живаго, открывающийся просьбой Христа к Отцу-Вседержителю пронести

мимо него «смертную чашу», заканчивает стихотворение о грядущем воскресении

Спасителя, о самом значительном событии в «книге жизни»:.

Я в гроб сойду

и в третий день восстану, .

И, как

сплавляют по реке плоты,.

Ко мне на суд,

как баржи каравана, .

Столетья

поплывут из темноты.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго»

Слов:752
Символов:6863
Размер:13.40 Кб.