Каждая книга живет своей судьбой. И судьба распорядилась так, что «Доктор Живаго», снискавший Нобелевскую премию, известный во всем мире, пришел к нашему читателю только через тридцать лет после рождения. Трагическая судьба.
События романа изображают крутые повороты отечественной истории, деление людей гражданской войной на два враждебных лагеря, ослепление их ненавистью. У каждого своя правда — благо человека. Но… «благими намерениями вымощена дорога в ад».
Юрий Андреевич Живаго — главный герой произведения.
…Десятилетний Юра теряет мать. Его душевному состоянию соответствуют и явления природы: в ночь после похорон ребенок впервые видит бурю, что подчеркивает еще больший драматизм жизненных событий. Образ бури является рефреном в произведении: «За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода… Можно было подумать, что буря видит Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением. Она свистела, завывала и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание».
Неотвратимость и неизбежность происходящего вполне понятна главному герою. Его подхватывает вихрь революции. И поскольку Юрий Андреевич по профессии врач, он надеется на радикальное средство для лечения безнадежно, казалось бы, больного общества.
«Какая великолепная хирургия! Взять и разом аристократически вырезать старые, вонючие язвы! Простой, без обиняков приговор несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали…» Но наивный доктор Живаго в силу своей гуманности не может безоглядно принять взгляды и методы большевиков. Он не может принять жестокость. «Но разве мог хрупкий, добрый Живаго стать жестоким? И вдруг, в один день, стать совсем-совсем другим, забыть об умении мечтать, писать стихи». Ведь жестокость проявляли и красные, и белые. Поэтому доктор Живаго «очутился ни в тех, ни в других, от одного берега отстал, к другому не пристал». Это пережить трудно. И в этих переживаниях, очевидно, воплощаются переживания В. Пастернака
Нет опоры у Юрия Андреевича и в личной жизни. Двух женщин любил он. Тоню как мать своих детей, как друга, не способного предать. Она знает его лучше всех и любит безоглядно. Лара — вторая женщина — олицетворение перемен. То она есть, то ее нет. С ней герой познал настоящее счастье, но оно кратковременно. Жизнь разлучает их. Герой Пастернака, разуверившись в жизни, обращается к поэзии. Но чтобы творить, нужно жить. Написана одна строка: «Свеча горела на столе…»
Свеча горела, горела, как путеводная звезда, как надежда на лучшее.
Не найдя опоры в работе, поддержки в любви, себя в поэзии, доктор идет ко дну. Он теряет профессиональные навыки врача, мельчает его дарование. В Москве он способен зарабатывать на жизнь неквалифицированным трудом. И когда где-то впереди замаячила надежда на лучшее, Юрий Живаго умирает.
Он искал правду без насилия. И его смерть — бесконечность пути нравственного совершенствования человека:
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.