Стихи Бориса Пастернака — неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света. Любое явление природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится необычным, похожим на одушевленное существо. Пастернак очень тонко чувствует окружающий его мир, умеет видеть то, что неподвластно взгляду обычного человека. Пейзаж существует рядом с человеком, лирическим героем стихов. К концу творческого пути писатель все больше укрепляется в убеждении в единстве, целостности мира во всех его проявлениях. Главным критерием оценки бытия для него продолжают оставаться законы природы. Задача поэзии, по мнению поэта, связать воедино природное, общественное и историческое, укрепить единство мира на основаниях Добра, Истины и Красоты. В его стихотворениях мы видим, как в обыденном проявляется Красота, Истина. Более всего в жизни Борис Пастернак ценил искренность бытия.
Когда речь заходит о природных явлениях, переменах в природе, философский и бытийный подтекст проявляется еще отчетливее. С первых строк нас поражает чувство преклонения и восторга перед всем живым — а живет у Пастернака все, что вообще «имеется»: дворы, сад, сумрак, весна, гроза, улицы, песок. Необычным образом представлена в лирике Пастернака природа. У него мало чисто пейзажных описаний, мало описаний «чистой» природы. Пастернак не отделяет природное от культурного, рукотворного, а сближает их с органичностью настоящего таланта...
Стихотворение «Снег идет» написано в 1957 году. В нем переплетаются две сюжетные линии — оно состоит из пейзажной зарисовки и философских размышлений автора о смысле жизни, ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения: «Снег идет» и, читая стихотворение, мы чувствуем, что это движение в природе сопровождает течение жизни.
Но эти слова выполняют и роль динамичного повтора. С помощью такого приема читатель может представить себе, как на землю падают хлопья снега. Повтор играет особую роль и в ритмической организации стиха. Хорей, основной размер стихотворения, нарушается спондеем — утяжеленной стопой, где рядом стоят два ударных слога. Строки «Снег идет, снег идет» как бы выделяются из общей картины стихотворения, привлекают наше внимание. Стихотворение оставляет ощущение заснеженных улиц, людей, чья одежда усыпана белыми хлопьями.
В первой части стихотворения используются и необычные метафоры и олицетворения:
К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет...
Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги. В э
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки.
Сходит небо с чердака.
Падающий снег приводит все в смятенье. Это слово появляется в стихотворении дважды, в начале и в конце, создавая ощу1цение всеобщей путаницы и смятения, созданных снегопадом. В этом смятении видится нам и лирический герой, размышляющий о смысле жизни, ее быстротечности. Дни нашей жизни пролетают так же быстро, как пушистые снежинки за окном. Основная мысль стихотворения подчеркнута риторическими вопросами:
Или с той же быстротой, Может быть, проходит время ? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет. Или как слова в поэме...
Стихотворение создано в конце творческого и жизненного пути поэта, и он говорит о проходящей жизни с высоты своего возраста и жизненного опыта. Но и прожив жизнь, автор и лирический герой не могут сказать, быстро или медленно проходят дни, бежит время, похоже ли его течение на падающие хлопья. Несомненно, автор связывает проходящую жизнь с природными явлениями, снегопад — один из способов отсчета времени, созданных природой. Время и жизнь текут в каждой капле дождя, убегают с каждой песчинкой. Вечная природа и краткий срок человеческой жизни сливаются в этом снегопаде. К единству человека и природы Пастернак относит и Искусство, сравнивая течение жизни не только со снегопадом, но и словами в поэме, которые бегут по мере того, как мы ее читаем.
Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. Привычные на первый взгляд вещи становятся частью Вселенной, Вечности. Изменчивая судьба, которую мы каждый день нашей жизни выбираем или строим, сворачивая в одну или другую сторону, видится нам в повороте перекрестка. Мы не можем сказать, какова будет наша жизнь, и даже что ждет нас завтра, так же, как не знаем, что скрыто за поворотом, пока не завернем за него. «Убеленный пешеход» — это не только человек, покрытый снежными хлопьями. Утекая, идя вперед, жизнь обогащает нас мудростью прожитых лет, добавляет нам седины, так же, как снежные хлопья белой шапкой ложатся нам на одежду. Что же ждет его за этим поворотом, какое испытание приготовила судьба — об этом размышляет лирический герой.