Кот (Chat) — герой сказки Ш. Перро «Господин Кот, или Кот в сапогах» («Le Maitre chat ou le Chat Botté», 1697), сказочный персонаж, который достался по наследству младшему сыну мельника.
Услышав о намерении отчаявшегося бедняка съесть его и из шкуры сделать муфту, Кот «молвил ему тоном степенным и серьезным: «Не огорчайтесь, государь мой; дайте мне только мешок да закажите пару сапог, чтобы мне было в чем пробираться через кусты, и вы увидите, что вам досталась вовсе не такая жалкая доля, как вам кажется».
Кот ловит дичь и приносит ее в дар королю от имени своего хозяина маркиза де Караба. Через 2–3 месяца Кот, узнав о том, что король с дочерью отправляется в карете на прогулку, предлагает хозяину искупаться без одежды в реке. Проезжающий мимо король слышит крики Кота о помощи, дает приказание спасти и одеть якобы тонущего маркиза и приглашает его в свою карету. Кот бежит впереди кареты, запугивает крестьян и заставляет их говорить королю, что поля и луга, на которых они работают, принадлежат маркизу де Караба. Проникнув в замок Людоеда, самого богатого в мире, Кот восхищается его способностью превращаться во льва и просит его превратиться в мышку. Как только Людоед выполняет его просьбу, Кот проглатывает его и приглашает короля в замок маркиза де Караба. Восхищенный король предлагает маркизу стать его зятем и
Кот, подобно волку в «Красной Шапочке», наделен речью и сообразительностью, но не способностью к оборотничеству (в отличие от людоеда). Он может начать действовать только в сапогах, которыми и выделяется (ср. роль деталей одежды в образах Красной Шапочки, Золушки, Ослиной Шкуры). Кот — «режиссер жизни» и в этом качестве (как и Мальчик с пальчик) занимает промежуточное место между положительными персонажами — волшебницами («Спящая красавица», «Золушка») и отрицательными персонажами — волком и Синей Бородой, противопоставляется положительным неволшебным персонажам, ждущим помощи свыше (Принцесса, Золушка). В образе Кота присутствует плутовской элемент, но Кот смотрится выгоднее, чем его хозяин, целиком обязанный своим счастьем действиям Кота, как это ни оспаривают «Морали», впоследствии забытые читателями. Образ Кота вырастает в мифему (см. Золушка) и становится символом всякого человека, активно вмешивающегося в свою судьбу, помогающего другим, что возвышает и его самого.
Сказка о коте сапогах встречается в сборнике сказок Франческо Страпаролы «Приятные ночи» (1550–1553), в «Пентамероне» Джани Батисты Базиле (1634–1636).
Кот в сапогах, созданный Ш. Перро, вошел в число вечных образов мировой литературы.