Книги А. Платонова обладают каким-то непостижимым обаянием, это честный взгляд художника, которому удалось запечатлеть жизнь своей эпохи такой, какая она есть, и дать нам, читателям, возможность задуматься над тем, такой ли она должна быть. Повесть "Котлован" стала художественным документом эпохи социалистического строительства и коллективизации, и поэтому - одним из самых читаемых произведений возвращенной литературы, хотя чтение этой книги вызывает боль почти физическую - это страшная книга.
Страх сопровождает вас с первых строк повести, потому что необычен и неестествен сам язык повести Платонова, в которой библейская форма изложения сочетается с бюрократической, канцелярской лексикой тех лет. Язык этот, необыкновенно тяжелый и статичный, свидетельствующий более о присутствии смерти, чем о существовании жизни, подобен плотной свинцовой среде, сквозь которую с огромными усилиями следуешь за авторской мыслью. Эта тяжесть, окаменелость, вызывающая поначалу иллюзию спокойствия, держит читателя в диком, постоянно усиливающемся напряжении. Не случайно в своем предисловии к английскому изданию книги Андрея Платонова Иосиф Бродский писал: "Наличие абсурда в грамматике свидетельствует не о частной трагедии, а о трагедии народа в целом". Согласно Платонову, трагедия народа - это и трагедия каждого отдельного человека. Одни переживают ее безмолвно, другие - обречены искать выход из тупика.
Главный герой повести Платонова "Котлован" Вощев, "уволенный с небольшого механического завода, где добывал средства для своего существования", превращен автором в правдоискателя. Вощев - странник, прямой наследник некрасовских мужиков-правдоискателей, один из немногих, кто сохранил в себе это русское свойство души: искать правду, истину, смысл жизни. Дорога приводит его на строительство котлована под "общепролетарское здание". Землекопы, работающие здесь, уверены, что они знают истину, постигли смысл бытия. Вощев остается с рабочими в надежде проникнуться "общим энтузиазмом труда", дабы раз и навсегда положить конец сомнениям, терзающим его душу, обрести истину и все силы отдать "неимущим пролетариям", как это делают остальные.
Но как безрадостны лица людей, владеющих истиной: "...лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение...". Как похожи рабочие во время сна на оставленный до утра, лежащий без дела инструмент: "Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами. Вощев всмотрелся в лицо ближнего спящего - не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза". Почему же люди, призванные быть строителями счастья грядущих поколений, работающие для этого счастья, с таким ожесточением и безжалостностью относятся к самим себе, к природе, друг к другу? Знакомя нас с землекопами ближе, Платонов показывает, насколько одинок человек в этом мире: коллектив, оказывается, не объединяет людей, а разрушает личность, унижает человеческое достоинство, коллектив не знает ценности отдельной
Но может ли существовать человек в таком "идеальном мире" не превратившись в "грустного урода"? Нет! Потому что этот новый мир лишил людей прошлого, уничтожил те нравственные законы, которые учили не разрушать, а любить и созидать. А если в мире нет любви, значит, в нем нет истины, и поэтому все, что свершается в нем - путь к Апокалипсису.
Вот почему так и не нашел истины, а вернее сказать, не принял ее суррогата главный герой платоновской повести. И то, что он никуда не уходит от мастеровых даже после убийства активиста, после смерти Насти, свидетельствует лишь о том, что идти некуда, что весь мир стал подобен котловану - огромной черной яме, больше всего похожей на могилу. Это уже трагедия не одного Вощева, это трагедия всех тех, кто добровольно стал рабом "великой идеи", принес ей в жертву и свою жизнь, и свой разум, и свое будущее. Идея "идеального мира" зашла в тупик, людям оказалась не под силу та роль, которую они сами отвели себе в истории. Воистину, "сон разума рождает чудовищ!". Против этого чудовищного мира и восстает Платонов, создавая в "Котловане" художественную картину вырождения людей в эпоху строительства нового мира. Этот протест против безнравственности мира очень чутко уловил Иосиф Бродский: "Котлован" - произведение чрезвычайно мрачное, и читатель закрывает книгу в самом подавленном состоянии. Если бы в эту минуту была возможной прямая трансформация психической энергии в физическую, то первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок и объявить новое время".
Астафьев Д. 11класс, школа 196 С.-Петербург