Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину нашего столетия - самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью, Платонов не считал, однако, всякую жизнь достойной человека. Писатель стремился постичь смысл жизни, назначение человека. В труде - бесконечном, изнуряющем - проходит жизнь героев его произведений. Но всяки ли труд во благо? Гуманны ли провозглашенные новоявленными идеологами принципы этого общенародного труда.
Грустно существующие люди› строят светлый дом «социализма». И строят, по словам героя «Котлована» Жачева, «слой грустных уродов». Образовался этот «слой» на фоне тех исторических событий, которые потрясли Россию после 1917 года, и в огне страшного времени иссякли лучшие духовные и нравственные силы народа : лица их были угрюмы и худы, вместо покоя жизни они имели измождение›. Выродившись духовно и физически, герои «Котлована» действительно представляют «уродов» . Это уже не люди, а маски.
Котлован - символ, образ места, которого нет, в нем заложена автором идея социальной утопии. Платонов мастерски развенчивает эту идею, показывая безнравственность исторического эксперимента над народами.
«Котлован» - писательский вымысел в чистом виде», это модель общественного устройства казарменного коммунизма. События в нем источник размышления писателя, его предостережение будущим поколениям. Нет в повести динамической смены событий. Все предельно упрощено, схематично, и сам образ котлована, этакого монстра, пожирающего людей, нагнетает ощущение статичности сюжета.
Люди появляются на котловане, исчезают или остаются, в чем конфликт? Люди верят в будущее, работают на него, надеются жить в будущем хотя бы маленьким остаткам сердца›. Они забывают прошлое, не видят настоящего, живя только будущим. И жизнь их заключается только в том, что кроят и спят›. Такой традиционный художественный прием, как использование сновидений для описания утопических картин будущего, Платон
Образы героев созданы как пародии на социальные типы, порожденные эпохой - это характерная черта антиутопии›. Жестокая бесчеловечная действительность казарменного коммунизма› исковеркала характеры, судьбы персонажей произведения.
Вот главный герой - Вощев, своеобразный народный философ. Он был рад участвовать в общем существовании. Но ежедневная изнуряющая до отупения работа разочаровала героя. В конце романа Вощев поймет, что лучше бы снова ничего не знать и жит без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была целой....› Девочка Настя, символ будущего, не выдерживает реальности, и с ее смертью Вощев теряет смысл дальнейшего существования.
В произведении есть и особые герои, которые все знали, все предвидели›. У них была одна проблема - найти вещество долгой жизни›. Это образ Главного, он так и называется нарицательно. Ему стоит только дать указание, а рьяные исполнители типа Пашкина немедленно передадут указания массам. Прекрасно живут пашкины›, не терзают себя ненужными вопросами, веря, что счастье наступит исторически›. Масса сама выдвигает такой тип людей, им доверяясь.
Тесно связана с судьбами строителей котлована судьба Насти. Она унаследовала от матери, умершей в подвале, страх перед новой жизнью. И девочке, чтобы выжить, нужно искреене верить в лучшую жизнь без буржуев› и без кулаков›. Все тянутся к ней, готовят для нее девичье приданное› - социализм.
Но, думая о будущем Насти, строители котлована забывали, что у ребенка должно быть прежде всего счастливое настоящее. Организованная убогость, серая скудость каждого дня, прожитого на котловане, губят едва начавшуюся жизнь.
В подлинном прогрессе, если он действительно подлинный, рано или поздно, считал А. Платонов, возродится все жизнеспособное, все несправедливо погубленное, поруганное, деформированное.