Из писателей 20-х – 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой части. Их произведения канули в небытие, а сами они были забыты. Большинство из них погубил только зарождавшийся в то время госзаказ на литературные произведения. Ведь писатель – это, как поэт, «не должность, а состояние души». Однако настоящие произведения искусства не забудутся никогда. Так, например, каждый рассказ Андрея Платонова отличает новаторство стиля, новые формы и глубокое философское содержание.
Рассказ «Маркун» был назван по имени главного героя – молодого изобретателя, – который обрел цель жизни, понял ее смысл. Он решил посвятить всю ее без остатка службе человечеству. Машина, которую он проектирует, должна дать «человеку в его немощные руки новый молот безумной мощи». В итоге он создает такую машину, мощность которой «возрастает бесконечно; и предел ее – прочность металла, из которого сооружены моторы». Он работал над ней многие месяцы, а может и годы и теперь она стала воплощением в реальности его знаний, доказательством их истинности. Ведь его считали «дураком, не тем дураком, какого любят и жалеют, а тем, которого ненавидят», и считали потому, что его восприятие мира коренным образом отличалось от восприятия окружающих его лю
Всю свою жизнь он вспоминает как «бессильную и ничтожную, запутанную в мелочах». Он «оттого не сделал ничего раньше», «что загораживал собою мир, любил себя». Но теперь все изменилось в жизни Маркуна. Он говорит: «Я узнал, что я – ничто, и весь свет открылся мне, я увидел весь мир, никто не загораживает мне его, потому что я уничтожил, растворил себя в нем и тем победил. Только сейчас я начал жить. Только теперь я стал миром.
Здесь Платонов поднимает проблему предназначения человека, которая интересовала всех наиболее значительных писателей ХХ века. Но новаторство Платонова заключается в том, что такую сложную философскую проблему он раскрывает на нескольких страницах короткого рассказа. Такая «концентрация» различных идей заставляет писателя работать над каждым словом, вкладывая в него новое значение. Это делает рассказы Платонова подлинными шедеврами русской словесности.