Роман “Чевенгур” — чрезвычайно многоплановое и сложное произведение, вобравшее в себя весьма многое из пережитого и продуманного писателем. Гражданская война, опыт работы ^мелиоратора, когда простое орошение клочка пашни осознавалось как “ремонт” всей земли, горестные столкновения со свинцовым идолом бюрократического зла — все вокруг ожило в величественном и мучительном сне. Многие давние впечатления заново мучили Платонова, возвышали или умаляли в его глазах значение человеческой личности. Мысль писателя начинала блуждать, затуманиваться, “пропадать” во всевозможных запутанных комбинациях. В финале главный герой Александр Дванов возвращается после гибели Чевенгура на родину, к месту смерти отца, в “поисках той дороги, по которой когда-то прошел отец в любопытстве смерти”.
В “Чевенгуре” отчетливо просматривается Ново-хоперск, где находился сам Платонов в 1919 году. Очень точно, жизнеподобно воссоздан провинциальный рынок времен нэпа. Эпизоды антоновского мятежа, вызванного продразверсткой, на Тамбовщине: “Роман являет собой мощный народный диспут, открытый митинг — о судьбах страны, о настоящем и будущем общества”. Герои “Чевенгура” — политики с утопическим, мифологическим взглядом на мир: они любят анархистов, уничтожают “буржуев”, но им присуща какая-то надисторическая, почти религиозная одержимость утопией.
Чевенгур — веча гул (летописное известие 1097 года). Народ — основное действующее лицо романа Платонова. Здесь нет отдельных героев, философов, муд рецов. Задумавшаяся Россия в мучительных поисках на св
Площадь — это гул, многоголосие, множественность самостоятельных, подменно неслиянных и полноценных голосов и сознаний! Это она главное место, где развиваются главные события, оказывающие большое влияние на чевенгурцев. У Платонова говорят и спорят не только персонажи. Во взаимном противостоянии находятся отдельные элементы сюжетного развертывания: факты по-разному разгады-ваются, психология героев оказывается противоречивой, роман диалогичен. Целое “Чевенгура” строится как большой диалог, внутри которого звучат композиционно выраженные диалоги персонажей, — все это делает роман отражением вечевого начала задумавшейся России.
Характерный эпизод в романе, в котором критикой усмотрено юродство русской души, нельзя понять, не приняв во внимание, что перед нами карнавальное действо, где обручены высокое и низкое, великое и ничтожное, развернута система карнавальных снижений и приземлений.
В этом романе есть еще один главный герой — Симон Сероинов, революционер, в нем сталкиваются две противоположные идеи: любовь к людям и одновременно презрение к ним. Персонажи Платонова вечно движутся, останавливаются, возвращаются и снова пускаются в путь.
Исторические границы романа “Чевенгура” Платонов то и дело размывает, делает призрачными.