Михаил Михайлович Пришвин родился в Орловской губернии. Гимназическое образование получил в России, дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. В Россию он вернулся агрономом и некоторое время работал по специальности, но, по словам его коллег, «почувствовал особое тяготение к русскому языку». Чтобы оценить Пришвина как писателя и мыслителя, достаточно процитировать слова А. М. Горького из письма к Пришвину: «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта ее, как Вы, М. М.., в нашей литературе — не было... у многих природа русская порою вызывала сердечные слова, но ни у кого не находил я все охватывающей, пронзительной и ликующей любви к земле нашей, ко всему живому и якобы смертному...».
В. А. Солоухин писал: «Фотографическая точность в прозе сочетается с высокой поэзией, и это-то сочетание является главной отличительной чертой Пришвина как художника». Нужно отметить и еще одну особенность пришвинской прозы. Как правило, у писателя описание природы, пейзаж имеет вспомогательное значение, помогает воссоздать обстановку, создать настроение, объяснить или выявить душевное состояние героев. В произведениях Пришвина природа живет еще и самостоятельно, рождая движение души и мысль. Не каждому даны такой душевный настрой, тонкая наблюдательность, чтобы перенести свои ощущения в чистый простой язык.
Главное действующее лицо в рассказах М. М. Пришвина о природе — он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник слова, искатель правды. В своем дневнике Михаил Михайлович писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».
Наиболее известное произведение Пришвина — сказка-быль «Кладовая солнца». «Кладовая солнца» — волшебное название. Начало произведения по стилю и ритму напоминает сказочный зачин: «В одном селе, возле Блудова болота...». Но тут же автор дает вполне конкретные указания места, времени, обстоятельств повествования. В сказках часто дети остаются сиротами и живут самостоятельно. Сказочной кажется «чудесная вещь» — компас. В сказках часто встречаются такие предметы, которые помогают героям в трудных ситуациях: волшебный клубок, яблочко, сапоги-скороходы. Но мы зн
Как же сам автор определяет жанр своего произведения? Для него «сказка-быль» — это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведения Пришвина. Сказочные образы метафоричны, богаты сравнениями. Когда же автор говорит о реальных событиях, то подчеркивает волшебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы.
В описании детей чувствуется авторская любовь и нежность: «Они были очень милые». Портретным описаниям придана сказочная прелесть: «волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом», «веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх». Часто упоминается эпитет «золотой», напоминающий о солнце — символе тепла и жизни.
Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хоть и невелик пока, но уже обладал качествами «мужичка».
Мы не видим детских игр и развлечений, на плечи детей легла забота о хозяйстве. На протяжении всего текста автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!».
Как и в сказке, добрые силы природы ведут борьбу со злыми и побеждают. Победу одерживают силы добрые, как и в обычной для сказки счастливой развязке.
О своеобразии творчества М. М. Пришвина очень емко сказал В. А. Солоухин: «Основная тема творчества Пришвина, основной объект его художественного исследования — человек. Человек и природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы, тончайшие и глубокие движения человеческой души в ответ на те или иные проявления природы».