Сюжет восходит к библейской легенде об Иове, но у Андреева она наполнена богоборческим пафосом, в то время как у Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» эта же легенда символизирует непоколебимую веру в Бога; . рассказ дышит стихией бунта и мятежа, - это дерзостная попытка поколебать самые основы любой религии – веру в «чудо», в промысел божий, в «благое провидение»; . Вася бунтует против мировой пустоты и тяготеющего над ним рока; . в обезбоженном мире результаты бунта не видны – они в самом Васе, который становится личностью ценой жизни; . «Я убежден, - писал Андреев, - что не философствующий, не богословствующий, а искренне, горячо верующий человек не может представить бога иначе, как бога-любовь, бога-справедливость, мудрость и чудо.
Если не в этой жизни, так в той, обещанной, бог должен дать ответы на коренные запросы о справедливости и смысле. Если самому «смиренному», наисмиреннейшему, принявшему жизнь, как она есть, и благословившему бога, доказать, что на том свете будет как здесь: - он откажется от бога. Уверенность, что где-нибудь да должна быть справедливость и совершенное знание о смысле жизни – вот та утроба, которая ежедневно рождает нового бога. И каждая церковь на земле – это оскорбление неба, свидетельство о страшной неиссякаемой силе земли и безнадежном бессилии неба»; . центральная гротескная сцена воскрешения передаёт сущность Андреева; . повесть – путь от наивной веры до самоопределения; . Психологический метод Андреева - не воссоздавая последовательного развития психологического процесса, как это делали Толстой и Достоевский, он останавливается на описании внутреннего состояния героя в переломные, качестве
Мотив смеха, как явно чего-то нехорошего; . идиот – полуребёнок-полузверь; . со смехом связана ирония – всеразрушающая и всеуничтожающая; . тишина – из категории смеха; . ситуативные повторы; . в итоге, Вася сошёл с ума и умер в поле на дороге, когда бежал к полоске голубого неба.