Южная ссылка Пушкина проходила не только в Молдавии, но и в Одессе, куда он переехал в середине 1823 г. В Одессе, о которой у Пушкина остались самые живые воспоминания (они отразились н «Отрывках из путешествия Онегина»), поэт прожил год. Конфликт с генерал-губернатором Воронцовым, перехваченное полицией письмо, где Пушкин откровенно писал о своем атеизме, послужили поводом для ссылки— на этот раз в Михайловское. И Михайловском, и уединении, Пушкин создал целый ряд замечательных произведений, знаменующий новый этап в его творческом развитии. Здесь он напряженно работает над «Евгением Онегиным», начатым еще па юге, пишет прекрасные лирические стихи, и письмах к друзьям высказывает ряд проницательных суждений о литературной борьбе эпохи. Здесь же он написал трагедию «Борис Годунов».
Обращение Пушкина к жанру трагедии было знаменательным. Жанр этот был давно известен в литературе. Его широко использовали не только классицисты, но и романтики. Пушкин, прекрасно русскую и европейскую литературу, был убежден в необходимости создания трагедии реалистической — тем более, что опыт создания реалистической комедии уже был: именно в Михайловском он познакомился с произведением А. С. Грибоедова «Горе и ума». Размышляя о реалистических принципах создания человеческих характеров в драматургии, Пушкин ориентировался прежде всего на творческий опыт великого Шекспира. В отличие от Мольера, у которого лица представляли лишь «типы такой-то страсти, такого-то порока», герои Шекспира, отмечал Пушкин, существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков. Романтическая драма, представленная в творчестве Байрона, Пушкина не удовлетворяла: «Это однообразие, этот подчеркнутый лаконизм, эта непрерывная ярость — естественно ли это?» Как видно, Пушкин на первый план выдвигает требование естественности, правды жизни, изображение многогранных и сложных характеров. Именно так он создавал свою трагедию. Ее главный герой — Борис Годунов — вовсе не является обычным злодеем. В нем ощущаются трагические черты, он и деспот, и нежный отец, и мудрый правитель. Столь же неоднозначно изображен у Пушкина и Дмитрий Самозванец, являющийся в ряде случаев героем высокого плана.
Два разных женских характера, впервые намеченные Пушкиным в «Бахчисарайском фонтане», продолжают разрабатываться и в «Борисе Годунове». Но в романтической поэме различие об
Пушкин смело изобразил народ как ведущую, основную силу истории, как главное действующее лицо своей трагедии. Пока народ поддерживает Самозванца, тот одерживает победы над Годуновым. Однако дальнейшая судьба Григория Отрепьева уже определена в многозначительной сцене, которой заканчивается трагедия. Вместо приветственных криков в честь нового царя «парод безмолвствует». Заключительная авторская ремарка наполнена великим смыслом. Среди действующих лиц трагедии есть далекий предок самого поэта — тоже Пушкин, и именно ему автор вкладывает в уста слова о мнении народном как о решающей силе.
Трагедия, основанная на историческом материале, оказалась чрезвычайно актуальной для современности. До восстания декабристов и их поражения оставалось несколько недель (Пушкин закончил «Бориса Годунова» 5 ноября 1825 г.). Важно было не только ю, что Пушкин утверждал решающее значение «мнения народного», что, как известно, декабристы, бывшие «страшно далеки от парода», не учитывали. В трагедии отмечались также непоследовательность, стихийность народного протеста — и это также был важный вывод поэта, свидетельствующий о глубине его исторического мышления.