Трагедия «Борис Годунов» была написана Пушкиным в 1825 году. Пул псина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции). Его внимание привлекали к себе такие исторические личности, как Степан Разин и Емельян Пугачев. В 1824 году Пушкина сильно заинтересовали события конца XVI - начала XVII вв., когда русским государством управлял Борис Годунов, а впоследствии - Лжедмитрий. Изучая данный материал, Пушкин задумал написать произведение о власти и народе. Для того, чтобы ярче показать минувший век, со всеми его особенностями, Пушкин считал наиболее подходящей для разрешения этой задачи форму трагедии.
Первое и основное место в трагедии принадлежит русскому народу, он является главным героем произведения. Народ в трагедии показан в движении, в своем развитии. Сцена на Красной площади, где мы впервые встречаемся с главным героем, говорит о его растерянности и недоумении по поводу безвластия в стране: «О Боже мой, кто будет нами править? О горе нам!». Народ не может представить себе жизнь без царя. Народные массы привыкли к тому, чтобы ими кто-нибудь управлял и властвовал бы ими. По ходу развития
Действия растет и сила народа. В сцене «Девичье поле» народ не такой, как раньше. Он хотя и ждет и желает принятия венца Борисом, но в то же время ему не принципиально важно, кто именно будет царем. Значительная часть народа с одинаковой ревностью билась за старого царя против нового, и за нового царя против старого, «Не мудрствуя лукаво», народ знает, что избрание царя осуществляется по указке бояр: «То ведают бояре, не нам чета». Избрав Бориса царем, народ надеется увидеть в нем достойного правителя, который бы облегчил положение народных масс.
Принимая «власть великую со страхом и смирением», Борис клянется своему народу, что в царстве не будет нищих и убогих, что последней рубашкой он будет делиться с народом. И действительно, в первые годы царствования Борис идет на некоторые уступки народу,
Помня свои обещания. Но со временем Борис Годунов забывает с нуждах своего народа, не печется о его положении и даже «Юрьев день задумал уничтожить».
Любовь и уважение простолюдинов к Борису гибнут. Народ отворачивается от него,
Выбирает неверный метод, которым как он думает, ему удалось бы привлечь на свою сторону народ, Он говорит: «Лишь строгостью мы можем неусыпной удержать народ». А ведь народ - это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Забыв об этом, Борис дает фору своему противнику, который не преминул воспользоваться этим:
Попробуй Самозванец им посулить
Старинный Юрьев день,
Так и пойдет потеха.
И действительно, народ перешел на сторону самозванца, питаясь надеждой и стремясь к
Свободе. Борис же терпит крушение, т. к. являясь царем-крепостником, не позаботился
Он о народной поддержке. Народ одержал победу, свергнув с престола Бориса. Но от
Этого ему не стало легче. Плоды победы полностью достались боярам. Причина этого -
Темнота, забитость и политическая несознательность народных масс. Положение
Простого народа при новом царе стало еще хуже.
В конце трагедии народ из слабой, растерянной массы перерождается в грозного судью беззаконий и преступлений царской власти. Когда Мосалъский объявляет народу о смерти детей Годунова, - народ в ужасе молчит. От чего же он молчит? В этом безмолвии народном кроется приговор Самозванцу как правителю и новому угнетателю народных масс. Сегодня народ еще только безмолвствует - вяло и нерешительно выражает своей протест, но завтра он может заговорить, и тогда – горе тому, против кого он поднимет свой голос! Пушкин своим «Борисом Годуновым» создал реалистическую, подлинно народную трагедию, равной которой в то время не было в мировой литературе. Пушкин высветил русский народ в качестве созидателя и движущей силы исторических судеб. Мы ясно видим, из трагедии, что настоящим творцом истории является народ, что без поддержки народа бессильны цари и бояре. Народ возвел Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ облегчил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.