Сочинения по литературеБулгаков М.А.Мастер и МаргаритаХарактер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века

Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века

Построение булгаковского романа позволяет утверждать, что писатель знал

правила так называемой формулы «двойника» и использовал их для философской

концепции мира и человека.

П. Р. Абрагам указывает на два способа использования формулы «двойника2. С

одной стороны, персонажи трактовались как отдельные психические слои «Я».

Имеется в виду натурфилософская система Г. Г. Шуберта. Структура человеческого

сознания состоит в следующем: эмпирическую часть «Я» составляет так называемое

«бодрствующее» «Я» и «спящее» «Я». Метафизическими элементами сознания являются

«внутренний поэт» и два голоса совести, представленные обычно образами «благого

ангела» и «злого ангела».

Второй способ заключается я в разделении центрального двойника (обычно

«бодрствующего» «Я»), поставленного перед необходимостью выбора между добром и

злом при столкновении с этической проблемой, на два персонажа.2

По законам данной формулы и построен роман «Мастер и Маргарита». Черты

«внутреннего поэта» воплощены в образе Мастера.

Создание параллельных образов героев-двойников - один из путей проверки

философской идеи, теории в жизненной практике. Этот прием совместно с другими

выявляет голос автора, его отношение к идеи героя, его раздумья.

Для действующих лиц булгаковского романа характерна множественность обликов.

Он говорит как о разных сторонах их натуры и разных видах деятельности, так и о

неожиданном сходстве, «перекрещиваниях» между ними. «В этих множащихся сторонах

каждого из героев - метаморфозы и облика героя и его профессии. В них же -

объективная авторская эмоция по поводу происходящих с героями перемен, эмоция

самых разнообразных оттенков... по устойчивая в своем качестве удивления, порою

грустного, порою саркастического, иногда просто констатирующего». 1

Двоение и утроение образов и дальнейшее их идет в романе по всем компонентам

образной истины по отдельным чертам внешнего и внутреннего сходства - различия

героев, их поступков, поведения и даже судьбы в целом. Благодаря двойственности

художественное изображение приобретает субстанциональный смысл. Показывает не

только то, что есть, но и то, что потенциально присутствует как возможная

тенденция в идее

Первые главы романа посвящены в основном второстепенным персонажам, а

главный герой - Мастер - появляется только в 13-й главе. Поначалу он представлен

фигурой антимастера - Ивана Бездомного. Но «уходят за кулисы отыгравшие свою

роль. И постепенно открисстализовывается до полной, рассветной отчетливости

фигура Мастера - создателя романа о Христе занимает первый план прежде всего

своим творением. И... из тумана возникает олицетворенный символ Истины,

Творчества, Добра - Иешуа»1.

Между Мастером и Иешуа по принципу зеркальной концепции явно ощущается

параллель, сообщающая всему повествованию особую многозначность. Ю. М. Лотман

назвал тему двойника «литературным адекватом мотивы зеркала». «Подобно тому как

зазеркалье - это обратная модель мира, двойник - отражение персонажа».2 Булгаков

убеждает читателя: идеи добра и справедливости возвышают человека, а трагизм его

существования усиливает величие его идеалов и убеждений.

По первому впечатлению, Мастер и Иешуа имеют несхожих. А с исторической

точки зрения, - несопоставимых прототипов. Однако они оба

вобрали в себя много автобиографического от автора. Создаваемый Мастером

«малый» роман - зеркало, включенное в состав «большого» романа, большого

зеркала, а отражают оба все ту же метущуюся булгаковскую душу, все ту же

искательскую неустроенную жизнь»33. Мастер не был бы Мастером, если бы он не был

еще и Иешуа. А Иешуа не был бы Иешуа, если бы он не был, вместе с тем, и

Мастером. Художественное параллельное бытие решаемых реалий, необходимое условие

“Мастера и Маргариты”. Мастер не был бы Мастером, если бы он не создал с Понтием

Пилатом, и он не был бы Мастером, которого мы ныне знаем, если бы его выражению

неких абстрактных истин, а не самовыражению Мастера.

Собственно говоря, Мастер посвятил жизнь Иешуа - герою своего романа,

герою основного романа и одновременно сыну бога. Согласно христианскому

догмату, человек может найти удовлетворение только в боге. Именно в нем и

находит свое призвание Мастер. Согласно концепции романа, бог ( в данном случае

Иешуа) - это истина. Следовательно, смысл и цель жизни Мастера - в истине,

которая и воплощает в себе подлинную высшую нравственность. Главное, что

объединяет всех героев-двойников, находящихся в параллельной зависимости, - это

их одержимость идеей.

По мнению Б.М. Гаспарова, Мастер несет в себе черты не только Христа, как

обычно принято думать, но и Пилата. Он отрекается от своей роли (а вместе с этим

- и от своего героя), сжигает рукопись, пытался рассказать миру известную ему

одному правду о совершившейся казни. Но у него не хватает сил это сделать, и

слабость делает его не только жертвой но и молчаливым свидетелем-соучастником.

Очевидно, именно этой двойной проекции образа объясняется знаменитый конечный

приговор Мастеру. Он не заслуживал света, он заслуживал покой.1

В образе Мастера черт, роднящих его с Иешуа: верность убеждениям, неумение

скрывать правду, внутреннюю независимость, так сильно его благополучию. Подобно

бродячему философу из , Мастер чутко откликается на человеческие страдания,

боль: “...Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилия и всяких вещей в этом

роде. В особенности ненавистен мне морской крик, будь то крик страдания, ярости

или иной какой-нибудь крик “ (109).

“...Мастер эмоционально... связывается с Иешуа по общим трагическим

интонациям, сопровождающим жизнь каждого, по углубленной внутренней работе и,

наконец, страдания их в значительной степени связаны с Пилатом.2 Только вера,

считает А. Белый, открывает человеку высшую истину о Христе. У Булгакова,

“понявшего лишь сатанинское начало действительности, этой веры нет. Начав с

точки зрения здравого смысла, который видит в

легенде о Христе только тривиальную бытовую историю времен упадка римской

империи, а в Иисусе - только бродягу ,он нашел в себе тайну мира и рассмотрел

зло. Но добро ему не ясно”. Именно поэтому ему уготован не свет, а покой.1

Как видим, точки зрения Б.М Гаспарова и А. Белого на проблему свет-покой

принципиально расходятся.

Мастер одинок - как и Иешуа . Однако, как считает Л. М. Яновская “жестокое

одиночество Мастера - не автобиографическая исповедь. Это булгаковская трактовка

подвига творчества, голгофы творчества, как ее понимает автор”.2 “Холод и страх,

ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было

некуда...” (123).

Общность судеб Мастера и героя его романа проецируется и в бездомности (“У

меня нет постоянного жилища ... я путешествую из города в город” (22) - говорит

Иешуа Пилату), и во всеобщей травле, заканчивающейся доносом и арестом, и в

предательстве, и в теме - кани, и в молитве ученика.

Конфронтация канонической и крифической версии повествования сообщает особую

функцию образу ученика главного героя, который является свидетелем событий, но

из-за своей слабости - невежества, непонимания, недостатка неспособен правдиво

передать то, что он видел, и создает грубо искаженную версию. Таков Левий

Матвей6 записывающий слова Иешуа. Таков и Иван Бездомный - “ученик” Мастера, в

эпилоге романа становящийся профессором - историком, дающим совершенно

искажающую версию всего происшедшего с ним. Еще одно преображение героя -

Бездомный оказыва

ется единственным учеником покидающего землю Мастера. Это

обстоятельство протягивает нить к образу Левия Матвея; данный мотив выступает на

поверхность лишь в самом конце романа (когда Иван несколько раз назван

учеником), но “ретроспективно он позволят связать несколько точек, разбросанных

в предыдущем изложении.”1 Так, агрессивность Ивана в сцене погони за

консультантом и затем в грибоедове его поспешность, безуспешная погоня могут

теперь приведены в связь с поведением Левия,

решившего убить и тем освободить Иешуа, но опоздавшего к началу казни; сами

кривые арбатские переулки, которыми пробираются, укрываясь от милиции, Иван,

вызывают тем самым ассоциацию с Нижним городом, дополнительно спрямляя параллель

Москва - .

“Гефсимянтский сад оказывается той точкой, где расходятся пути Христа и

Мастера”1. Первый, преодолев слабость, выходит из этого “приюта” навстречу своей

судьбе. Второй остается и замыкается здесь как в вечном приюте.

Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти

оставаясь твердым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Автор

романа о Понтии Пилате совершает подвиг творческий. Учение Иешуа и прозведение

Мастера - это “своеобразный нравственный и художественный центры, от которых

отталкивается и к которым в то же время направлено действие “Мастера и

Маргариты”. Принцип снижения героев в их современных аналогах действует и в этом

случае”.2 В отличие от Иешуа, Мастера перенесенные страдания сломили, заставили

отказаться от творчества, сжечь рукопись. Он ищет

убежища в клинике для душевнобольных, он возненавидел свой роман. “Я

возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно.” (121). Лишь в

потустороннем мире Мастер вновь обретает возможность для творческой жизни.

Интересна трактовка Булгаковым воскресения как пробуждение. Прошлое, тот мир, в

котором Мастер жил, оказывается представленным как сон и как сон исчезает:

“уходит в землю”, оставляя по себе дым и туман (конец сцены на Воробьевых

горах). Данный мотив выступает в словах прощенного (и тоже пробудившегося)

Пилата в эпилоге - о казни: “Ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было? - Ну,

конечно, не было, - отвечает хриплым голосом спутник, - это тебе померещилось”.

(318) (Правда, “обезображенное лицо” и “хриплый голос” спутника Пилата говорит

обратно об обратном - но такова логика мифа). Участь Мастера - это гибель и

затем “пробуждение” - воскресение для покоя. Заметим, что в романе не говорится

прямо о воскресении Иешуа, но история ограничивается погребением. Но тема

воскресения настойчиво повторяется в романе, сначала пародийно (воскресение -

Лиходеева, Куролесова, кота) и наконец, в судьбе Мастера. Перед нами еще один

пример косвенного введения в роман Евангельского рассказа.

Для Мастера в концепции Булгакова характерна амбивалентность связей не

только с Иешуа, но и с Воландом. Важным отличием Мастера от Иешуа (и от Пилата)

является то, что двое последних не творческие личности. Иешуа весь обращен к

реальной жизни, между ним и окружающим его миром связи прямые не опосредованные

барьером художественного (или научного) творчества1. Иешуа не только ничего не

пишет сам, но резко отрицательно относится к записям своего ученика Левия

(сравним также отношения Пилата к секретарю, записывающему его разговор с

Иешуа). В этом Иешуа прямо противоположен образу Мастера, превращающего

литературу в материал творчества саму свою жизнь. Казалось бы, явное сходство

Мастера и Иешуа оказывается средством для того, чтобы подчеркнуть их различия.

Б.М. Гаспаров считает, что именно Мастер оказывается подлинным и более

глубоким антогонистом Иешуа, а не Пилат, совершивший предательство

и мучимый раскаянием.1 А В.В. Лакшин омечает еще одно чрезвычайно важное

отличие Мастера от Иешуа: Мастер не разделяет идеи всепрощения ему трудно в то,

что всякий человек добр. Возможно именно поэтому, поведав о бесконечной доброте

Иешуа мастер находит себе покровителя и заступника в Дьяволе - Воланде2.

В двух персонажах романа - Иешуа и Мастера - выражены главные проблемы

внутренней, духовной биографии создателя романа “Мастер и Маргарита”. Многие

исследователи (например, М.О. Чудакова, В.Я. Лакшин, И.Ф. элза) вполне

обоснованно считают Булгакова прообразом историка, написавшего роман о Понтии

Пилате. Мастер - персонаж безусловно автобиографический, но построенный с опорой

на известные литературные образцы, а не с ориентацией на реальные жизненные

обстоятельства. Он мало похож на человека 20-х - 30-х годов, “его можно легко

переместить в любой век и в любое время.”3 Это философ, мыслитель, творец, и

сним в первую очередь связана философия романа.

Булгакову пришлось пережить практически все то, что узнал в своей

“подвальной” жизни Мастер. Не даром эти страницы так ярки и убедительны.

Существует мнение, что образы романа, в свою очередь, становились частью жизни

самого писателя, определяя его собственную судьбу.

...Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба работали историками в музее,

оба жили достаточно замкнуто, оба родились не в Москве. Мастер очень одинок и в

повседневной жизни, и в своем литературном творчестве. Роман о Пилате он создают

без какого-либо контакта с литературным миром. В литературной среде Булгаков

тоже ощущал себя одиноким, хотя в отличие от своего героя в разное время

поддерживал дружеские отношения со многими видными деятелями литературы и

искусства: В.В. Вересаевым, Е.И. Замятиным, А.А. Ахматовой, П.А. Марковым, С.А.

Самосудовым и др.

“С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым

носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет

примерно 38” (108). Б.С. Мягков предполагает, что это описание внешности героя -

“практически автопортрет создателя романа, а уж в возрасте абсолютная точность:

когда начинали создаваться этих глав, в 1929 году, Булгакову было именно 38

лет”.1 Далее Мягков ссылается на “аргументированное мнение”, согласно которому

прототипом Мастера был и любимый писатель Булгакова Н.В. Гоголь, о чем

свидетельствует несколько фактов: образование историка, портретное сходство,

мотив сожженного романа, ряд тематических и стилистических совпадениях в их

произведениях. Б.В. Соколов в качестве одного из возможных прототипов Мастера

называет С.С. Топлянинова - художника-декоратора Художественного театра.2 Своего

рода alter ego Мастера - фигура бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, созданная им

самим - еще одно предположение В.С. Мягкого.3 В качестве возможных прототипов

Мастера называют и О. Мендельштама, и доктора Вагнера (Гете), но, несомненно

больше всего в образ Мастера Булгаков вложил автобиографических черт.

Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова не толькр потому,

что в его образе отражены психологические черты и жизненные впечатления

писателя. Булгаков сознательно выстраивает параллели меду своей жизнью и жизнью

Мастера. Образ героя носит притчевый характер, выражая представление Булгакова о

чрезвычайно важном призвании художника и являя собой обобщенный тип художника.

Чрезвычайно привлекательна идея романа “Мастер и Маргарита” о высшем назначении

искусства, призванного утвердить добро и противостоять злу. “Сам облик Мастера -

человека с чистой душой, с чистыми помыслами, охваченного творческим горением,

поклонника красоты и нуждающегося во взаимном понимании, родственной душе, - сам

облик такого художника нам безусловно дорог”.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века

Слов:2066
Символов:16271
Размер:31.78 Кб.