Ответ на этот вопрос: Владимир отказался от мщения. Марья Кириловна для него безвозвратно потеряна. Место его пребывания обнаружено, стычки с солдатами стали учащаться, ранение мешало участвовать в боях. Владимир был вынужден скрыться.
Дубровский в подлинном смысле слова «благородный разбойник». Очень важно, чтобы пятиклассники поняли это. «Разбойники» и их предводитель у Пушкина гораздо благороднее тех, кто управляет губернией и «имеет вес» в местном обществе. Роман «Дубровский» прочитан. Герои его не оставили детей равнодушными. Поступки их вызывали восхищение или порицание, рождали споры. Какие же вопросы и задания можно дать учащимся для того, чтобы побудить их еще раз оглянуться на произведение, задуматься о судьбе его героев?
Чрезвычайно важно обобщить те наблюдения, которые сделали пятиклассники, работая над. страницами произведения, посвященными Троекурову. Поэтому, предлагая подготовить устное (или письменное) сообщение, учитель может посоветовать ученикам пользоваться планом, который облегчит отбор материала и его выстраивание.
Пересмотрев материал романа в том направлении, которое подсказывают вопросы, пятиклассники уяснят, какую роль играет Троекуров в идейном содержании романа. Для учащихся должно стать понятным, что Троекуров не просто «плохой» и злой человек, — он воплощает в себе те качества, которые были свойственны всем знатным и богатым помещикам; что такие, как Троекуров, были опорой царской власти, крепостного строя. Пушкин открыто высказывает свое отрицательное отношение к этому персонажу — и непосредственно, и при помощи авторских характеристик («выказывал все пороки человека необразованного», «затеи довольно ограниченного ума», «надменный Троекуров», «буйные увеселения» и т. д.).
— Какое отношение вызывают у читателей люди, похожие На Троекурова своим самомнением, эгоизмом, мстительностью и бездушием? — этот вопрос, завершая обсуждение, подводит детей к пониманию «общечеловеческого» значе
Школьникам можно предложить подготовить устный рассказ по одной из иллюстраций, обратив особое внимание на чувства и переживания изображенных на ней действующих лиц и т. п. (см. «Родную литературу», вопросы ко всей повести).
Для письменной работы на девятом уроке могут быть предложены такие темы: «Что в жизни Дубровского вызывает ваше сочувствие?», «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» и др. Это еще не сочинения, а изложения с элементами рассуждения, требующие хорошего знания текста, умения самостоятельно отбирать материал, осмысливать, оценивать и мотивировать поведение героев.
Совершенно очевидно, что сочинения эти нужно готовить. Если, например, предложена тема «Какие поступки Дубровского вызывают, сочувствие?», то, готовясь к изложению, мы вспомним с детьми на уроке, какие нравственные качества Дубровского нас особенно привлекают, подумаем вместе с ними, какие поступки, нам симпатичные, совершал этот прямой, благородный и гордый человек, и предложим, отвечая на вопрос, обратить особое внимание, почему Дубровский поступал именно так.
Тема «Какие обстоятельства заставили Дубровского, стать разбойником?» требует составления в классе примерного плана, а затем краткого рассказа по этому плану. В противном случае учащиеся нередко начинают чрезмерно обстоятельно пересказывать текст романа и уходят от темы.
План может быть таким:
■Г) Беспечная жизнь Владимира Дубровского в Петербурге.
■Ссора Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым и ее последствия для семьи Дубровских.
■Владимир Дубровский теряет отца и лишается своего имения.
■Владимир Дубровский расправляется с продажными судейскими чиновниками.
■Стремление Владимира отомстить за поруганную справедливость.
■ Жизнь Владимира Дубровского «вне закона».