Дворянин-разбойник, благородный Робин Гуд - таково литературное происхождение Дубровского. Его ближайшие родственники - герои романтических повестей, а возможно и рыцарских романов. Он - сращение благородства, справедливости и насилия. Пушкин взял расхожий сюжет за основу, чтобы обработать его по-своему. По существу, все «повести Белкина» - во многом пародийные произведения, иначе трактующие разнообразные расхожие сюжеты второсортной литературы того времени. Как писатель-реалист Пушкин задумал представить нам сюжет о русском Зорро (Робин Гуде, Вильгельме Телле), рассмотренный из окна деревенского дома.
Вначале Пушкин рисует нам портрет неплохого, но легкомысленного и пустого в сущности юноши. Он проводит жизнь в забавах, ни о чем не задумываясь всерьез. И тем не менее в нем уже есть черты, которые стоит отметить. Юный Дубровский любит свою родину, дом своего отца. Подъезжая к родительскому дому, узнавая родные и знакомые с детства места, «он смотрел вокруг себя с волнением неописанным». Умиление и жалость вызвала у Владимира добрая его няня Егоровна, которую при встрече юноша обнял с нескрываемой любовью. Про встречу Владимира и Андрея Гавриловича написано всего несколько слов: «...Владимир с жаром обнял отца своего». Этот молодой человек носил в себе печать благородства, и, лишь только представилась необходимость, проявил лучшие стороны своей натуры, как шекспировский принц Генри.
Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский собирается мстить. Но не только лично своему обидчику. Устраивая на дорогах разбои, он грабит только виновных, по его мнению, людей, тех, которые из-за денег лишились своих человеческих качеств. И все же не все сословия для него равны. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти деньги, а возвратил их обратно. Потом, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: «Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».
Вскоре все жители бывшего имения отца перешли на сторону разбойника и готовы были идти на открытый протест против произвола Троекурова. Однако Дубровский отказывается от их помощи и в результате побеждает как романтический герой-одиночка.
Он благороден и честен в любви: зная, что это может нанести ему вред, он признается Маше Троекуровой в том, кто он на самом деле. Преданная любовь становится ему наградой.
Итак, практически в одночасье из обыкновенного юноши вырастает герой легендарного масштаба. Можно ли это считать приемом писателя-реалиста? В самом деле, здесь Пушкин, казалось бы, снимает кальку с образов, уже известных читателю, разве что приблизив великие образцы к нему в пространстве и времени. Дубровский - весь воплощение самых лучших персонажей дворянской литературы XVIII - XIX вв., но вот «Дубровский» - это все же не вполне подходящее чтение для кисейной барышни. Дело в том, что в повести, слегка прикрытый вполне бумажным Дубровским, прячется другой образ, уже вполне русский и весьма реалистичный. Это образ крестьянина, начавшего свою маленькую гражданскую войну. Дубровский-то остается в пределах своего феодального права, а вот крестьянин, заодно с ним взявшийся за топор, - совсем другой тип. Здесь встает как будто видение из другого произведения Пушкина - «Капитанской дочки». Писатель сквозь свой «магический кристалл» уже начал рассматривать образы жестокой крестьянской войны.
В повести этот план прописан не так четко, как предсказуемые движения души Дубровского, но один эпизод проступает очень явно. Это момент, когда крестьянин спасает из пожара котенка, оставляя гореть заживо своих врагов. Это хмурый кузнец, не наделенный ни умом, ни талантами, только мрачной жестокостью пополам с грубой сентиментальностью. Это своего рода оборотная сторона Дубровского, его отражение в зеркале. Впрочем, читателю решать, кто стал чьим отражением и какое лицо правдивее.
ше оказывается человек строгих принципов, но чтение этой повести делает всех нас лучше.