Сочинения по литературеПушкин А.С.Евгений ОнегинОбраз "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Образ "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма. Но это противоречие не только личности, но и времени. Онегин выразил собой целую эпоху русской жизни. Он герой 20-х годов XIX века. Поэт создал произведение о своем времени и впервые вывел образ так называемого «лишнего человека». Молодой человек – чужой в той среде, где находится, но не обладает нужной силой характера, чтобы вырваться из нее. Это дало основание критику В.Г.Белинскому назвать Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».

У героя были хорошие задатки натуры, но их испортили светское воспитание и обстоятельства аристократической среды. В развитии Онегина нет ничего исключительного: так росли все дворянские дети. Их воспитывали французские учителя и гувернеры:

… француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя…

Потом герой воспитывал себя сам. Кое-что читал, не слишком утруждая себя. В этом нет его личной вины, потому что такое образование получали многие люди его времени. Об этом с иронией говорит автор:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Характер воспитания не мог не принести своих горьких плодов. Онегин знал о многом, но знал поверхностно, неглубоко. И все-таки полученные им приблизительные знания развили в нем ум. В дальнейшем он попадает, как и все молодые люди, под влияние света, который шлифует характер, стремясь сделать из Онегина человека, похожего на других. Для этого у героя были возможности и желания. Как и другие молодые люди света, он любил щегольски одеваться по английской моде, говорил по-французски:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Эти черты поведения обеспечили ему успех в свете, но не могли воспитать его чувств. В его отношении к жизни и к людям преобладала ирония. Иронический взгляд на вещи означал критическое отношение к действительности, но привычка к иронии лишала способности радоваться прекрасному в жизни, наслаждаться природой, искусством, человеческим общением. Он разочаровался во всем, ибо рано все успел познать, опять-таки неглубоко. Ему везде скучно. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Он рано постиг никчемность общества и почувствовал себя лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с

ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Онегин не знает, чем заняться, на что употребить свои силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум…

Онегин способен на действие, но никогда ничего не доводит до конца. В деревне он заменил барщину оброком и снова заскучал, потому что «труд упорный ему был тошен». В отвращении к систематическим занятиям заключается главная причина всех бед Онегина: он делается все более угрюмым, все более холодным. Онегин без нравственного стержня в душе сам страдает и невольно причиняет страдания другим. Хандра, тоска, скука сковывают его сердце.

Онегин – проницательный человек. Он по достоинству оценил Татьяну, Ленского, но сам не способен к истинной дружбе и любви. В отношениях Онегина к Татьяне – уездной барышне в полной мере проявляются его эгоизм и холодность души. В ответ на ее трогательное признание он читает ей отповедь, которая поражает своей бесчувственной рассудочностью. Онегин признается Татьяне: «Не обновлю души моей…» Герой не способен понять другого человека. Он не заметил, какое потрясение испытал наивный романтик Ленский на именинах Татьяны. Дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Евгений остался рабом условностей. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, он убивает на поединке Ленского. Дуэль – переломный момент в жизни «лишнего человека». Он «сражен» смертью Ленского. В «тоске сердечных угрызений» ему предстоит измерить свою вину.

В последней главе романа Онегин предстает в ином свете: он поглощен неожиданно вспыхнувшей любовью к Татьяне. И тем не менее он остается «страдающим эгоистом». Герой думает только о себе, его не волнует, что Татьяна замужем и что своими откровенными преследованиями он осложняет ей жизнь.

Онегин по-настоящему страдает, на последнее объяснение с Татьяной «идет, на мертвеца похожий». Страсть его напоминает страдания юной Татьяны. Однако есть в этом страдании существенная разница. Татьяна любит его по внутреннему влечению, не казнит себя. Онегин «свое безумство проклинает». Прежде Онегин страдал от скуки, теперь – от любви.

Итак, Онегина можно назвать страдающим и трагическим героем. Он презирал свет, но остался рабом условностей, не нашел истинного назначения. Онегин мучается от своего одиночества, неприкаянности. К нему можно отнести строки:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана…

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Образ "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Слов:755
Символов:5573
Размер:10.88 Кб.