«Как он устав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты» –
так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора,
живого человека силой поэтического таланта автора.
В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны, с сочувствием и в то же время с иронией. В этой главе
читатель не отождествляет героя с автором. Очевидно их различия в мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора
наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом
творчестве. Как сказал В.Г Белинский «личность поэта … везде является… по преимуществу артистического». Онегин же
интересуется в основном социально-экономическими вопросами:
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом…
Герой и автор представляет собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от
него. Направление Онегина – практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасение в прекрасном.
Героя и автора объединяет то, что оба они – мыслящие люди, выделяются этим из «черни светской».
В первой главе Пушкин как бы посмеивается над Онегиным, и герой еще не воспринимается как фигура трагическая. Но уже в
начале романа автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от своего лица и от лица героя:
Отрядом книг уставив полку,
Читал, читал – а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет:
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бред новизна…
Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования,
предъявляемые героем романа ко всему и всем, - признак глубокого, не равнодушного ума. Именно это сближает Онегина с
Пушкиным.
Кроме того, герой страдает, «томясь душевной пустотой». Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают
своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей:
…Обоих ожидала злоба
Слепой фортуны и людей, -
замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.
Итак, в «Евгении Онегине» перед нами предстают две совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе
человека, автор и герой.
Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и
человека стал более зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над «Евгением Онегиным» в творчестве Пушкина наступил
период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к
усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изумлением в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения
Онегина.
Главное в отношении автора к герою оставалась прежним: он уважал Онегина со всеми его «странностями». В каждой главе
романа Пушкин говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием.
В третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет от Онегина:
…Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
Необузданных страстей.
Вот так убил он восемь лет,
Утратил жизни лучший свет.
В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В.Г.Белинский в
статьях о «Евгении Онегине». Не раз, защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека,
не поняв его. Он под
Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть то разочарование, то нежность, то холодное
призрение, то вера в будущее, то пессимизм.
Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и дикие
возмущение многих читателей. Предчувствуя, что Онегина осуждают за холодную исповедь Татьяне, Пушкин пишет:
Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство…
Автор требует, чтобы на этого «странного человека» взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием.
Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в строфах романа, которые были написаны Пушкиным в
Михайловском:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей,
И после сытного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедии в углу…
Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.
Рассуждая о причинах того, что Онегину пришел вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя:
И вот общественное мнение!
Пружина чести, наш кумир!..
Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого перед тем, как судить Онегина. Способность честно оценить свое
поведение – свойство выдающихся натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над
«светской чернью».
После описания дуэли Пушкин заявляет:
…я сердечно
Люблю героя своего…
Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что не возможно отождествить автора и героя там,
где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношение с окружающим миром.
Далее следует лирическое отступление изменения характера творчества Пушкина; заканчивающиеся обращением к вдохновению:
Не дает остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь,
И наконец окаменеть
В мертвящем упоении света…
Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина
еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего
героя, Пушкин находит причину в «мертвящем упоенье света».
Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина
остается «прекрасною и гуманною», как заметил В.Г.Белинский.
Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. «Им овладело беспокойство», - говорит Пушкин. В восьмой главе романа
Онегин вновь появляется в свете. Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно
ему:
…посредственность одна
Нам по плечу и не страшна, -
пишет Пушкин. Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремление к недосягаемым идеалам.
В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема
отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе
30-50-х годов. При этом в рассуждениях об Онегине присутствует личность автора, оценивающего своего героя с гуманных
позиций. «Здесь вся жизнь, вся душа вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», - сказал В.Г.Белинский об
авторе «Евгения Онегина».