Начиная читать литературное произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин», я даже не могла представить себе, насколько прекрасно и интересно это произведение. Стихотворная форма литературное произведение гораздо сильнее, чем прозаическая, передает чувства поэта, а особую окраску произведению придают лирические отступления автор произведения, которые касаются вечных вопросов нравственности и философии. Сперва даже создается впечатление, что сюжет литературное произведениеа — это хаотический набор не связанных между собой воспоминаний, мечтаний, размышлений по поводу стройности женских ножек, о смене поколений, о светском обществе и о многом другом. Да и сам Пушкин, на первый взгляд, давал основания для такой оценки своего литературное произведениеа:
Прими собранье пестрых глав.
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав...
Но такой сюжет литературное произведениеа позволяет автор произведенияу вести свободный и непринужденный разговор с читателем. А это, на мой взгляд, делает произведение более интересным и «живым».
Назвав свой литературное произведение именем одного из героев, поэт тем самым подчеркнул центральное положение среди них Евгения Онегина. Онегин был особенно близок Пушкину, поскольку в нем наиболее полно воплощены те черты, которые, по словам поэта, являлись отличительными чертами молодежи XIX века. И уже с самых первых страниц литературное произведениеа я узнала о жизни главного героя, о его характере, о том, как он проводит свой досуг. И даже в эпиграфе к данному произведению можно было прочесть о том, что Евгений Онегин — гордый и равнодушный человек, проникнутый тщеславием. Также молодой дворянин показан автор произведенияом как человек с очень сложным и противоречивым характером. Пушкин отмечает в характере Онегина: «мечтам невольную преданность», «неподражаемую странность» и «резкий охлажденный ум». Еще по первым строфам литературное произведениеа можно понять, что поэт не скрывает недостатков своего главного героя и даже не старается оправдать их. Более того, Пушкину нравились черты Онегина, а именно: его чувство чести и истинное благородство. Мне кажется, что такая противоречивость в характеристике героя литературное произведениеа делает его образ более жизненным: он является не «положительным» героем, но и не «отрицательным». Я думаю, что Пушкин хотел, чтобы мы сами разобрались в характере героя литературное произведениеа и в оценке его действий.
Я считаю, что основные черты характера Онегина определили его социальное положение и воспитание. Из-за того, что наш герой произведения вырос в обеспеченной семье, он не считал нужным особо трудиться из-за куска хлеба, он не умел и даже не хотел работать. «Молодого повесу» привлекала только красивая и пышная жизнь. Я думаю, что Евгений Онегин вел пустой и неинтересный образ жизни не только в Петербурге, но и в деревне его дядюшки. Но когда он это понял, то было уже слишком поздно. Светское общество превратило нашего героя в настоящего эгоиста, человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, способного с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. И это все привело Онегина к трагедии, которая заключалась в его душевной пустоте, в отсутствии высокого смысла жизни. Когда же Евгений Онегин поймет, что был не прав, то будет уже слишком поздно. Он не сможет вернуть прошлых лет. Вся жизнь его станет бессмысленной.
Противоположным Онегину в литературное произведениее является образ Ленского. Владимир был пылкий и восторженный юный поэт. Он был также необыкновенным литературное произведениетиком, любил жизнь. Мне кажется, что такая наивная вера в «мира совершенство», непонимание жизни такой, какая она есть в действительности, непонимание окружающего его общества приводят Ленского впоследствии к гибели. Но Пушкин говорит о Ленском не с осуждением, а с любовью и глу боким сожалением. Ведь это был не только наивный, пылкий и безрассудный человек, но и благородный и талантливый поэт. «Друзья мои, вам жаль поэта», — говорит Пушкин, описывая раннюю гибель Ленского.
Особое впечатление на меня произвело письмо Татьяны к Онегину. Меня поразило то, насколько оказалась велика сила любви Татьяны к Евгению, хоть вначале она и пыталась отрицать это. Но чувства настолько переполнили ее сердце, что у нее даже хватило смелости написать об этом в письме к своему возлюбленному. И становится ясно, что Татьяна — девушка с сильной душой, которая обладает высоким душевным благородством, неспособностью к обману. Данные качества ее характера делают образ Татьяны наиболее привлекательным. Ольга же, сестра Тани, обладала абсолютно противоположными чертами характера. Ей не были свойственны честность, душевное благородство. Она была настолько пуста, что даже не могла по-настоящему показать свое чувство любви к Ленскому. И данная противоположность чувств двух девушек заставляет нас, читателей, еще раз обратить внимание на письмо Татьяны, переполненное чувством любви и благородства. Но Онегин, получив данное письмо, на мой взгляд, поступает довольно эгоистично по отношению к Татьяне. Он в своей исповеди прямо говорит ей о том, что он не разделяет ее чувств:
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей...
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней...
После данной исповеди у меня создалось впечатление, что Евгений Онегин — эгоист, разочарованный во всем, скучающий и неспособный уже ни к каким сильным чувствам и переживаниям. Но по мнению Пушкина, Онегин поступил благородно по отношению к Татьяне, хоть и жестоко.
Но все же, мне кажется, литературное произведение «Евгений Онегин» — не пессимистическое произведение. Здесь столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, русской природы, столько честных и высоких чувств, переживаний, поступков.
Также, прочитав несколько первых глав данного произведения, я пришла к мнению, что «Евгений Онегин» — это поистине «нерукотворный памятник» пушкинскому поэтическому гению.
Безусловно, основное место в литературное произведениее занимает описание жизни главного героя — молодого столичного «повесы» Евгения Онегина, на примере жизни которого автор произведения показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время. Образование было поверхностным, «чему-нибудь и как-нибудь», а в необходимый набор знаний входили только французский язык, умение танцевать мазурку, «кланяться непринужденно» и «наука страсти нежной».
Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков.
В начале литературное произведениеа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автор произведенияом («я был озлоблен, он угрюм») и заставляет читателей испытывать к нему симпатию («мне нравились его черты...»). Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к своей внешности («быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей») и дамам на балах, но в то же время он всегда «рад заметить разность» между ними. Ни книги, ни перо не смогли надолго привлечь внимание Онегина, но ключевое, в чем проявляется их разность, — это отношение к природе. Евгения в ней, как и во всем, привлекала новизна («и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь»), которая исчезает очень скоро.
Столь же трепетное отношение к красотам природы, как и у Пушкина, мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение.
Одно из основных мест в литературное произведениее отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и «привычки милой старины «.
Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. Мать Татьяны прошла типичный путь для своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Копией своей матери является Ольга Ларина. Мы видим ее глазами влюбленного Ленского, боготворившего ее.
Ленский — литературное произведениетик, далекий от реальности, живущий в мире своих фантазий и мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Все ее простодушие и веселость были лишь маской, за которой скрывалась пустота ее внутреннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожертвования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского.
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Полной противоположностью своей сестре является Татьяна Ларина — «милый идеал» Пушкина. На ее характер, мировосприятие повлияла среда, в которой она воспитывалась: близость к народной жизни с ее нравами и обычаями.
Если у Ольги была красота внешняя, то у Татьяны — внутренняя. Она обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним миром. Задумчивость, одиночество и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства.
Единственным занятием Татьяны были сентиментальные литературное произведениеы. Именно они создали в ее воображении идеального героя, которого она увидела в Онегине:
Ей рано нравились литературное произведениеы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо...
Другой чертой, отличающей ее от сестры, является постоянство. Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то что получает от Онегина холодный эгоистический отказ.
Татьяна из провинциальной барышни превратилась в «равнодушную княгиню», которая научилась «властвовать собой», как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас...
Подводя итог, необходимо сказать, что Пушкин «первый поэтически воспел, в лице Татьяны, русскую женщину».
В литературное произведениее «Евгений Онегин» воссоздана жизнь деревни, поместных дворян, жизнь высшего света Петербурга и Москвы. Главные герои являются порождением своей среды, которая сделала их такими, определив жизненные позиции и судьбы.